Описание водного похода по северной Карелии с 18 по 29 июля 2018 года по маршруту Чупа - оз. Нижнее Котозеро - Белое море – Пояконда

Предисловие

Последний раз мы были на любимом нами северо-западе, в Карелии, в 2014 году. Тогда мы сходили по речке Воньга по маршруту пос. Энгозеро – Поньгома. Кому интересно, описание этого путешествия можно почитать здесь же в разделе «наши походы» за 2014 год.

В этом походе нам особенно понравился небольшой участок, который мы прошли по Белому морю, от устья Воньги до Поньгомы и у нас возникла идея еще разок сходить по Белому морю, но теперь уже «посерьезнее».

Следующие три года были посвящены походам по нашим «родным», уже неоднократно хоженым речкам: Ветлуга (2015), Керженец (2016) и Сережа нижегородская (2017).

И вот в этом году все удачно сложилось, так что мы смогли выбраться подальше, чем обычно. После анализа разных маршрутов по Белому морю был выбран один из самых популярных - Чупа-Пояконда, который проходит по весьма интересным местам: глубокие заливы, множество островов, проливов, морские пороги и всякие другие вкусности. Намеченная продолжительность похода – 12 дней с 18 по 29 июля (как, собственно, и получилось).

Начинать решили не с самой Чупы, а сначала походить немножко по пресной воде и делать стапель на мурманской трассе около Нижнего Котозера. Затем пройти озера: Важенка, Верхнее и Нижнее Пулонгское и выйти в губу Чупа около деревни Нижняя Полунга. Далее пройти губу Чупа, дойти до Пежострова, а оттуда двигаться в Ругозерскую губу к Пояконде, где и завершить наш маршрут. На картинке показана карта района похода и реализованный маршрут.

К этому походу пришлось несколько дополнить наше снаряжение: 1) были куплены новые неопреновые тапки для Вари (у остальных они были, а старые Варины тапки, из которых она выросла, достались Маше); 2) весло Маше; 3) надувные спасжилеты «Тритон Классик» для всех участников. Кроме того, я пришил на фартуки колечки и крючки для закрепления гермоупаковок, а то на наших Варзугах никаких креплений для вещей нет, и еще заказал карту на ткани для баннеров, чтобы не размокала, и можно было безболезненно сгибать. Карта получилось довольно внушительной – 80 на 100 сантиметров, но ее можно складывать и еще использовать в качестве скатерти на стол (мы, правда, так не делали, у нас для стола была отдельная скатерть). Весь поход эта карта проехала снаружи байдарки, постоянно была в луже морской воды, и с ней ничего не случилось.

Заброска

В Чупу мы ехали 16 июля поездом Москва-Мурманск №092А, который уходит из Москвы в 19-53, а приходит в Чупу на следующий день в 23-35. Чтобы иметь запас времени на «пробки», выехали в Москву из Сарова в 6 утра (расстояние около 500 км). Добирались, как обычно, на машине газель-фермер нашего старого знакомого Лехи, который за многие годы забросок и выбросок ни разу нас не подвел.

Вещей у нас было довольно много, но мы постарались по максимуму уменьшить количество багажных мест. В результате на пути туда их было четырнадцать:

1, 2 – байдарки;

3, 4, 5 – большие рюкзаки с едой, вещами и снаряжением;

6 – рюкзак-герма со спальниками;

7 – палатка (это большая, у нас была еще маленькая, для Севы, но она была в одном из рюкзаков);

8 – коврики, в количестве 5 шт. скатанные в рулон (вообще, в дороге удобная штука - на ней можно сидеть, а если положить на бок, то и вдвоем);

9 – большая сумка с едой;

10 – зеленая сумка с посудой и едой (туда в походе мы кладем перекус на обед);

11 – герма-сумочка с всякими важными мелочами (фотоаппарат, навигатор, фонарь, аптечка и др.);

12 – маленький рюкзак с «развлекушками» (книжки, дорожные игры, блокноты, карандаши и т.д.);

13 – сумочка с документами;

14 – сумка с едой в дорогу.

Все эти вещи в один прием мы перенести не могли, поэтому я и Сева ходили по два раза (остальные ходили по одному разу и караулили вещи).

Добрались до Москвы без приключений, были на Ленинградском вокзале где-то около 15-00. Пробки, но небольшие, были только на подъезде к Москве, по Москве уже ехали довольно быстро.

На вокзале удобно разместились на втором этаже, заняли весь угол и занимались тем, что читали, сходили поесть, а Сева еще заряжал свой смартфон от зарядной станции, которая расположена на первом этаже вокзала.

Где-то за час до отбытия объявили платформу, с которой должен уходить наш поезд и мы двинулись туда. На платформе уже собирался народ, часть из них было явно походного вида. Загрузились в вагон без проблем, проводник, видя, что народу много, практически все с багажом, на входе документы не проверял (проверил потом, уже в вагоне), поэтому все прошло быстро. У нас даже не спросили багажные билеты на байдарки (а они у нас были).

Вагон был новый, а значит – на третьей полке сверху байдарки ничего не помещалось (как я понимаю, в новых вагонах потолок несколько ниже, чем в старых, из-за кондиционера). Поскольку у нас было целое купе и еще одно верхнее место в соседнем - мы сразу заняли нашими вещами три верхние полки. Однако, даже после утрясания вещей под нижними сидениями, у нас остался один бесхозный рюкзак, который мы довольно нагло, но с разрешение тетеньки, которая ехала на нижнем месте в соседнем купе, тоже запихнули на верхнюю полку, на которую не имели никаких прав.

Не успели мы усесться, как в вагон начала загружаться сначала одна группа походных подростков, а затем (или вперемешку с первой) и вторая. Между группами в вагон проникали также и немногочисленные «гражданские».

Одна группа подростков направлялась в пеший поход в Хибины, у них были альпинистские рюкзаки, раскладные палки и каски. Вторая группа была снаряжена скорее по-курортному: маленькие рюкзачки; у некоторых чемоданы на колесиках. Они, по-видимому, ехали в какой-нибудь туристский лагерь (поскольку сошла группа в Сегеже, похоже, так и было). Подростки долго шастали по вагону, пытаясь пристроить свои вещи и нам пришлось потеснить наш «контрабандный» рюкзак.

Добрались до Чупы без приключений. Часть подростков высадилась в Сегеже (кстати, там вышло много детских групп, вероятно в этом районе есть несколько туристских лагерей для детей и подростков, в частности, в этом районе расположено карельское отделение лагеря Шпаро «Большое приключение»). Еще по вагону ходила пара мужиков в поисках «зеленого» пакета с едой, который при оправлении из Москвы подростки засунули неизвестно куда. Пакет, наверное, был нужный, так как ходили они долго. Не знаю, нашли ли они его (пакет) в конце концов.

На станцию поезд прибыл по расписанию, в 23-35 (27 июля). На перроне нас уже ждал Юрий на своей буханке (м.т.: +7 9215236608). В Чупе, кроме нас, вышла еще одна группа водников (четыре человека), они ехали в разных вагонах и их, насколько я понял, никто не встречал.

Мы быстро загрузились и, примерно через полчаса, переехав мост через озеро Нижнее Пулонгское, оказались на месте старта нашего путешествия.

 

Первый день (18.07.2018)

Собирались прямо рядом с трассой на Мурманск (справа от нее), сразу за мостом через озеро Нижнее Пулонгское. Под мостом течет слабенькая струйка из верхней части озера, выход каменистый, но довольно пологий; у берега неглубоко. Места для стапеля мало, наиболее ровный участок расположен прямо рядом с трассой у ограждения; тут мы и решили собирать байдарки. Нас уже ожидала прикормленная стая мокрецов, которая сильно ускорила процесс сборки, с учетом, что наши «пшикалки» для этих летучих гадов были абсолютно «по барабану». У воды мокреца было меньше, где и спасались дети.

При сборке мы смазывали все соединения металлического каркаса солидолом, чтобы не корродировало и можно было потом легко разобрать. Как показала практика, солидол себя оправдал: разобралось все очень легко и нигде ничего не заклинило и не затерло.

Быстро собрали байдарки, спустили на воду, как попало закидали вещи и, спасаясь от преследующего нас мокреца, где-то в 2 часа ночи вышли на просторы озера Нижнее Пулонгское в поисках подходящего местечка. Когда выходили, уже начинало всходить солнце, а часам к 3 утра оно уже появилось над горизонтом и мешало осматривать северные берега островов.

Прошли мимо нескольких островов, пока на довольно большом острове не нашли удобный заход на гранитный лоб и стоянку (стоянка 1 на карте). Быстро вытащили вещи, поставили палатки и сразу завалились спать, даже перекусывать не стали: настолько утомились. Кстати, мокреца здесь практически не было и комаров тоже.

Проспали где-то до 10 часов утра, хотя Сева встал пораньше: он хотел рыбки половить, да и солнце начало светить на его палатку и там стало очень жарко. Наша палатка стояла более глубоко в лесу и на нее солнце впрямую не светило, поэтому мы проспали дольше.

Где-то в районе часов 8-9 утра (я время не отмечал) мимо нас прошла группа из двух байдарок, судя по всему, наши попутчики по поезду, которых мы видели на перроне в Чупе. Они искали стоянку и немного поговорили с Севой. Сказали, что тоже идут на море, на остров Кереть. Встали они на том же острове, что и мы; во второй половине дня мы их видели, потом мы еще один раз пересеклись с ними на следующий день.

Мы позавтракали в районе 11 часов дня, а затем занялись кто чем хочет: читали, купались (вода была теплая), ловили рыбу (это Сева), я осмотрел шкуры байдарок на предмет предупредительного ремонта и поставил несколько заплаток на потертости и подклеил старые, которые начали отваливаться. Весь день светило солнце, на небе - ни облачка, температура около 30 градусов. Около нас плескались две прикормленные утки; они нисколько нас не боялись и разве что не выпрашивали у нас еду. Где-то к ночи утки снялись и с громким кряканьем пролетели над нашими палатками. На следующий день утки с утра пораньше уже были на «рабочем» месте.

Около восьми часов вечера появился мокрец и постепенно прогнал нас в палатку. Вообще, мокрец был практически весь поход (за исключением пары продуваемых стоянок) и появлялся в семь-девять часов вечера, а исчезал где-то ночью, т.е. утром его уже не было, кроме тех особей, что забрались в палатку. Комаров, напротив, практически не было, что нас чрезвычайно радовало.

За этот день прошли около 4 километров.

 

Второй день (19.07.2018)

Я проснулся где-то около семи утра и приготовил завтрак. У нас на завтрак всегда была гречневая каша, но зато в двух вариантах: с тушенкой и со сгущенкой чтобы, так сказать, не приелась.

Мы позавтракали, собрались и вышли где-то около 10-30. Собирались в это день довольно долго, поскольку утрясали вещи, чтобы меньше места занимали, и было удобно сидеть с учетом того, что по морю придется идти с фартуками (на варзугах фартуки съемные на липучках). А пока, поскольку заметного волнения и ветра не было, фартуки не устанавливали, а положили сверху в багажные отсеки.

В этот день задача была – пройти Нижнее Котозеро, затем озеро Важенку и встать где-нибудь на озере Верхнеее Пулонгское. Неопределенным фактором были протоки между озерами, поскольку непонятно, как с водой и сколько времени займет их прохождение.

Берега озера Нижнее Котозеро низкие, пляжей нет. В основном берега сложены крупным камнем, иногда встречаются гранитные лбы. Довольно быстро дошли до протоки, которая начинается прямо перед железнодорожным мостом. Под мостом лежат какие-то техногенные железки, и байдарки пришлось проводить. Женщин высадили перед мостом, и мы вдвоем с Севой, используя веревки, по очереди провели байдарки. После моста протока сначала довольно широкая и глубокая, так что проходится без проблем, а затем, после дамбы, начинается довольно мелкий ручей, в русле которого имеется множество камней и байдарки снова пришлось проводить.

Сначала проводили, не высаживая пассажиров, а на последнем каскаде стало очень мелко, поэтому Света и дочки пошли пешком по берегу, и мы повели уже пустые байдарки. Промучившись некоторое время, в конце концов, дошли до озера Важенка. Озеро очень красивое с высокими берегами. По пути заметили только один выход на берег в самом начале озера и еще одну стоянку в самом конце, перед дамбой. Стоянка ровная, но какая-то неуютная (рыбацкая, если следовать нашей классификации). И заход неудобный – этакая «чавка». Перед тем как двигаться дальше, устроили перекус.

Вышли на озеро Верхнее Пулонгское где-то в 16-00. Вдалеке слева виднеется гора Хита Варака. Туда не пошли, а двинулись вдоль правого берега озера в поисках стоянки. По пути на правом берегу встретили довольно большую группу с катамаранами. Несколько дальше, сразу после глубокого, но узкого залива, встали на высокую оборудованную стоянку (стоянка 2 на карте). Напротив нас на севере - высокий скалистый остров.

Затащили вещи, поставили палатки (для того, чтобы поставить нашу большую палатку пришлось выкопать большой камень и зарыть образовавшуюся яму) и приготовили ужин. На стоянке оборудованное кострище, стол, очень большой навес (без полиэтилена). Под навесом скамейки и камни для бани.

Несколько раз ходили купаться. На стоянке два удобных выхода к воде – со стороны залива (на запад) и со стороны «фасада», в сторону скалистого острова. Вечером, около 20-00 мимо нас прошла группа на катамаранах, а еще позднее – где-то ближе к 21-00 прошли наши вчерашние знакомые на двух байдарках. Где-то к 20-00 появился мокрец, и пришлось понемногу сворачиваться и забираться в палатку. Если бы не этот противный мокрец, можно было бы с удовольствием посидеть у костерка, почитать книжку или просто поболтать. Из-за мокреца пришлось идти читать книжки в палатку. Дети забрались туда еще раньше.

За день прошли около 12 км, основное время было затрачено на прохождение проток между озерами. Весь день, как и накануне, было солнечно, и стояла жара около 30 градусов.

 

Третий день (20.07.2018)

Я поднялся около 6-30. Уже светило солнце, но в тени было хорошо. Комаров не было, меня только несколько доставал мокрец, который за ночь забрался под тент палатки. Когда я разжег костер, мокрец практически отстал и набросился на нас только тогда, когда мы сняли палатку.

Позавтракали, собрались и вышли около 10-00. На последнем этапе сборы были сильно ускорены мокрецом. Как только вышли, Сева с Варей сплавали к скалистому острову, а мы их сфотографировали на его фоне, «для масштаба».

На небе сияло солнце, на озере дул встречный ветерок, но поскольку волна была небольшая, фартуки одевать не стали. Шли вдоль правого берега озера, срезая заливы. Миновали остров Большой Олений, прошли довольно узким проливом между берегом и крупным безымянным островом (чтобы прикрыться от встречного ветра) и, обогнув мыс, свернули на юго-запад к выходу из озера.

На выходе из озера Верхнее Пулонгское к правому берегу подходит дорога из Малиновой Вараки, стоят лодки и вдоль берега протянулись лодочные сараи. Парочка рыбаков снаряжали надувную лодку, на берегу стояла машина. Мы здесь вышли размять ноги, дети легли отдохнуть на лужайке.

Пройдя некоторое расстояние по протоке, мы дошли до очередной разрушенной дамбы, после которой началась практически непрерывная шивера. Здесь воды стало больше, течение сильнее и мы начали сплав, перемежающийся с проводкой. Берег здесь заболоченный, поэтому пришлось идти, не высаживая пассажиров. По пути встретили двух рыбаков, ловивших рыбы «нахлыстом», которые в процессе постепенно перемещались вниз по течению. Из-за трудности маневрирования среди камней, довольно часто задевали о камни, но вплоть почти до самого конца протоки прошли без происшествий. Однако, уже на самом выходе, мы на нашей варзуге-3 наехали дном на камень (а камни здесь шершавые, хорошо царапаются) и получили пробоину. Я сразу, как заметил воду в байдарке, стал править к левому берегу и мы быстро пристали к небольшому пляжику из мелких камушков (на карте это место обозначено звездочкой с «траурной» каемочкой).

Разгрузили байдарку, пробоина была небольшая, в районе шпангоута. Это самое слабое место каркасных байдарок – практически все потертости и пробоины возникают в местах, где каркас соприкасается со шкурой. У варзуг поддувные борта, что смягчает удары в случае наезде бортом о камни, но дно защищено плохо (есть проклейка вдоль кильсона и стрингеров, но места расположения шпангоутов не защищены).

Пока я занимался установкой заплатки, Сева с Варей сделали осмотр ближайших окрестностей озера Нижнее Пулонгское в поисках стоянки. В результате оказалось, что лучшая стоянка находится на другом (правом) берегу протоки. Мы переправились туда и устроили перекус на небольшой полянке на берегу озера. Осмотр показал, что справа есть еще одна протока, т.е. мы находимся на острове, а не на коренном берегу. На стоянке нашлось пара мест для палатки, одно из них достаточно большое для того, чтобы можно поставить наш «сарай». Решили тут и становиться, поскольку было уже около 15-00, а если иди дальше, то надо будет пройти озеро, еще одну протоку, выйти на море и дойти хотя бы до острова Олений в губе Чупа. Это представлялось слишком утомительным, а особо напрягаться нам не хотелось (стоянка 3 на карте).

Пока мы разбирали вещи, мимо нас прошли давешние рыбаки; они немного позакидывали в устье протоки, а потом ушли вдоль левого берега озера (возможно, к избушке, которую видели Сева с Варей).

Мы поставили лагерь, купались, читали, Маша рисовала, Варя искала ягоды (уже начала созревать черника и голубика), Сева пошел ловить рыбу. Мимо нас летали огромные стрекозы, которые ловили слепней. По протоке вверх-вниз несколько раз проплыла хохлатая утка с выводком утят. Она громко крякала и вообще, вела я себя, как дома (возможно, она и была у себя дома). К вечеру видели трех человек, по-видимому, из местных, которые купались в озере на другом конце нашего острова. Они были похожи на сборщиков ягод, которые решили освежиться.

Вечером поужинали, поскольку с озера задувал ветерок, мокреца не было, и мы довольно долго сидели на берегу. Пошли спать где-то в 22-00 (дети, как всегда, пошли в палатку раньше). Где-то ночью по протоке плавала наша знакомая утка и так крякала, что нам в палатке отлично было слышно.

За день прошли около 8 км. Весь день был солнечный и жаркий, как и в предыдущие два дня.

 

Четвертый день (21.07.2018)

Утро было солнечное. Я встал, как обычно, около 6-30 и пошел готовить завтрак. Поскольку место было продуваемое, мокреца под тент не набилось, и была настоящая лепота. Позавтракали, собрались, набрали воды, искупались (на море выходим!) и вышли где-то в 9-30.

Быстро прошли озеро Нижнее Пулонгское и начали сплав по протоке. Частью провели, частью прошли с пассажирами, а в паре мест, где была тропинка вдоль берега (правого), Свету с девочками высаживали и сплавлялись налегке. Немного не дойдя до моста, когда шли по небольшому разливу (вроде маленького озерца), чуть не наехали на торчащую из воды палку (железную). Я стал ее обходить, и мы дном сели на другую такую же палку, находящуюся под водой, в результате чего нашу байдарку зажало между ними. С большим трудом, накренив байдарку (чтобы не продрать дно) и дав задний ход, нам удалось сняться с этой нехорошей «бяки». Отделались царапиной в днище; это место я вечером на стоянке укрепил заплаткой.

Перед автомобильным мостом мелко, а под самим мостом довольно большой перекат, поэтому мы высадили пассажиров и провели байдарки. Света с девочками прошли по правому берегу и дожидались нас сразу за мостом.

После верхнего моста метров через 400 есть еще один старый мост (не используется), который показан на карте как основной. Прошли под мостом и, поскольку дул заметный ветер и гнал волну, мы пристали к лужку у левого берега, чтобы запаковаться перед выходом в Чупскую губу. Прикрепили фартуки, надели юбки и спасики и вышли на водный простор.

Нижнюю Пулонгу прошли в начале отлива, около 13-00 (максимум прилива в этот день был в 11-08). На пристани был народ, несколько машин и дети с надувными кругами. В губе Чупа дул устойчивый встречный (для нас) ветер с моря, шла небольшая волна. Пока не отошли от Нижней Пулонги, в губе наблюдалось довольно сильное движение: яхты, моторки, катера, навстречу попалось несколько групп на катамаранах и байдарках, судя по всему они возвращались с Керети.

Прошли пос. Чкаловский и на острове, отделенным неглубоким проливом от правого берега, устроили перекус. Оказалось, что там, в глубине, есть палатка, но хозяев не было видно. Пока перекусывали (это был наш обед), вода спадала, и пришлось отводить байдарки подальше от берега, где было поглубже.

Подкрепившись, двинулись дальше в поисках стоянки. На небольшом островке перед о. Олений (на западе от острова), видели три группы. По правому (по ходу) берегу виднелись машины палатки и вообще, было довольно населенно. Дошли до острова Олений, но хороших стоянок там не встретили (шли вдоль его южного берега), хотя в паре неаппетитных на вид мест стояли группы водников. На о. Олений и по берегам губы Чупа много отвалов, видимо, здесь раньше добывали гранит.

Походящую стоянку для ночевки нашли на небольшом острове, расположенном между о. Олений и мысом (стоянка 4 на карте). Выход представляет собой пологий гранитный лоб, имеющий красивую волнистую структуру. В глубине, между соснами есть довольно большая поляна и хорошая оборудованная стоянка. С дровами тоже проблем не было.

Поставили лагерь, дети собирали ягоды, красивые камушки, Сева пошел удить. Я осмотрел шкуры наших байдарок, поставил несколько заплаток на потертости. Варя, собирая ягоды, видела небольшого зайчика (или кролика?). Он не убежал от нее, а сидел на месте и верещал. После ужина хорошо провели время на берегу острова. Поскольку дул ветер, кровососущих не было и можно было наслаждаться морским воздухом, запахом водорослей и красивыми видами.

Пошли в палатку около 22-00. За день прошли около 12 км. Этот день был также солнечный и жаркий, как и предыдущие.

Пятый день (22.07.2018)

Как обычно, я поднялся в 6-30 и приготовил завтрак. В этот день план был такой: набрать воды и дойти до Пежострова или, если повезет, до о. Сосновец и там заночевать. Воду решили набрать недалеко от нашей стоянки, в месте, где в губу впадает ручей, вытекающий из оз. Тростянное (около 3 км на восток от места нашей стоянки).

Позавтракали, собрались и встали на весла де-то в 9-30. К этому времени поднялся ветер, который дул с моря, но мы ушли под берег и быстро дошли до устья ручья (ромбик на карте). Вдоль ручья вверх шла тропинка, и мы решили дойти до озера Тростянное и исследовать его на предмет возможности искупаться. Однако берега озера оказались низкими и заболоченными, дно сильно заиленным и мы вернулись к устью ручья. Здесь, в самом устье сделана искусственная дамба и есть небольшая купальня примерно три на три метра и глубиной чуть выше колена. Мы набрали воды и помылись.

Когда мы укладывались, чтобы идти дальше, нам навстречу попался парень с котлами, который шел к ручью за водой. Он был с одной из стоянок, которые расположены недалеко от ручья. Судя по большому навесу, гамакам и курортному виду, ребята обосновались основательно и были намерены провести здесь не менее недели.

Пока мы купались и набирали воду, небо затянуло тучами, и было видно, что в некоторых местах идет дождь. Когда завернули за мыс Толстик, вышли на встречный ветер, который сильно замедлял наше движение. Поэтому стали передвигаться близко к берегу, что помогло: у берега ветер практически не чувствуется. Пару раз налетал небольшой дождь. Пришлось достать и надеть дождевики. С фартуком, юбкой и непромокаемой курткой, под которой еще и спасик, чувствуешь себя защищенным от всяких природных стихий. Дождь так же быстро заканчивался, как и начинался, однако ветер продолжал дуть и даже начал усиливаться.

Проши маленький островок, расположенный рядом правым с берегом. На поверку оказалось, что это не остров, а мыс, поскольку протоки между ним и берегом нет. Когда дошли до острова Кереть решили, чтобы укрыться от встречного ветра, идти керетским рейдом. Поэтому повернули направо и пошли в пролив между коренным берегом и островом Горелый. Сразу за поворотом, под прикрытием то ли искусственной, то ли естественной дамбы, пристали к берегу, чтобы отдохнуть и устроить перекус.

Перекусили и где-то около 14-00 пошли дальше. Прошли губу Лебяжью (справа), перед губой на берегу видели два катамарана. При выходе на керетский рейд ощутили заметное встречное течение, поскольку начался отлив (максимум прилива 12-13). В самом узком месте между о. Горелый и мысом материка мелко и морской порог было хорошо видно. Было встречное течение, но не настолько сильное, чтобы мы не смогли пройти.

Выйдя на керетский рейд, опять попали под встречный ветер. Справа видна д. Кереть, слева впереди – о. Средний с постройками биостанции Санкт-Петербургского Университета (там же располагается и биостанция Казанского Университета).

Обогнули о. Средний и вошли в губу Керетскую – пролив между материком и о. Средний. Пролив почти прямой, довольно узкий, заметно отливное течение, которое несло нас в сторону моря. По проливу шли длинные встречные волны. Прошли (слева по курсу) пару домиков биостанции, рядом с которыми стоял небольшой кораблик, принадлежащий биостанции.

Прошли керетскую губу и вышли на большой керетский рейд. Здесь ветер задул с новой силой, сталкивающие течения сформировали сильный сулой, так что байдарки основательно бултыхало. Не теряя времени, пошли вдоль коренного берега в сторону пролива Глубокая Салма. Когда о. Борщовец оказался на левом траверсе, направили байдарки в сторону западной оконечности Пежострова. Эти два километра оказались наиболее трудным переходом за весь поход: дул сильный встречный ветер, шла хорошая волна, и двигались мы черепашьим шагом. Наконец, минут через 40 напряженной работы, подошли к Пежострову. Стоянка с красивым пляжем была занята большой группой с несколькими катамаранами. Также была занята следующая стоянка, с так называемыми «клубами» (согласно навигатору), поэтому мы двинулись дальше.

Прошли следующую бухту и пристали за мысом, прикрывшись от ветра. Рядом места для стоянки не было, и мы пошли пешком вдоль берега. Местечко для палатки быстро нашлось, но оно было маленьким и неуютным; кругом валялись обломки гранита. В общем, для аварийной стоянки пойдет, но мы еще не дошли до кондиции, соответствующей данному уровню комфорта. Поэтому, оставив Свету посидеть отдохнуть на бревнышке, мы решили посмотреть следующий заливчик. Он тоже оказался непригодным для стоянки: все просто завалено битым камнем – следы бывших разработок гранита на Пежострове. Но следующая за ней бухточка оказалась вполне подходящей: длинный узкий пляж с несколькими оборудованными местами для стоянки.

Оставив Варю с Машей собирать ягоды, мы с Севой вернулись к Свете и байдаркам и перебрались в найденную бухту. Поскольку Сева был один, без Вари, его байдарку постоянно разворачивало ветром (из-за недогруженности носа) и ему пришлось идти галсами. Встали на стоянку около 18-00 (стоянка 5 на карте).

Разгрузились, разили бивак и приготовили ужин. К вечеру несколько раз начинался несильный дождь, который быстро заканчивался. После одного из таких дождиков выглянуло солнце, и мы увидели двойную радугу. Я попытался собрать дождевую воду и расстелил полиэтилен, но воды набралось мало - литра два - больше мусора с деревьев, чем воды. Но это и понятно – дождики были совсем небольшие.

Часам к 20-30 ветер стих и появился вездесущий мокрец. Какое-то время мы спасались от него на пляже, но потом пришлось уйти в палатку. За весь вечер мимо нас никто не проплывал, только уже около 22-00 на юго-восток прошел какой-то катер «с музыкой», похожий на судно биофака СПбГУ.

За день прошли около 22 км. Первый день за поход шел небольшой дождь, и было прохладнее, чем в предыдущие дни.

Шестой день (23.07.2018)

В это день я встал, как обычно в 6-30. Было солнечно, ветра не было. Позавтракали, довольно быстро собрались (благо все рядом) и вышли где-то после 9-00. Сначала решили зайти в губу Летняя, чтобы набрать воды, да и просто на нее посмотреть, а потом в зависимости от погоды – или идти вокруг Пежострова (если не будет сильного встречного ветра) или возвращаться Глубокой Салмой к острову Кереть и там где-нибудь заночевать.

На море было тихо, но шла длинная волна, и на скалах коренного берега шумел прибой (он шумел и накануне, а мне казалось, что где-то там работает рудник). Светило солнце, шлось хорошо, и мы быстро дошли до входа в Летнюю губу. Войти в губу можно двумя рукавами; между ними расположен небольшой остров. Мы пошли левым рукавом (если смотреть из губы), он мелкий и был заметен морской порог, через который нас нес прилив. На правом берегу была палатка и какие-то люди. Из плавсредств нами была замечена только надувная лодка.

Летняя губа узкая, извилистая и довольно глубокая – длина около 2 километров. Берега высокие, обрывистые. В общем, место очень живописное и его следует посетить. В губе было тихо, светило солнце и, поэтому, было жарко. По пути нас догнало судно биостанции СПбГУ со студентами на борту. Их было человек двадцать, они стояли на палубе в оранжевых спасжилетах и были похожи на колорадских жучков. Судно нас обогнало и скрылось за поворотом.

Когда мы подошли к началу губы, судно уже там стояло на якоре и на лодке переправляло студентов на берег. Мы высадились рядом с устьем ручья, который вытекает из оз. Нижнее Летнее и впадает в губу Летняя. Варя, как будущий журналист, пошла знакомиться и узнала, что это, действительно, студенты биофака СПбГУ и приехали сюда изучать пресноводную флору и фауну. Они собирались идти к озеру, из которого вытекает ручей. Мы же остались, набрали воды и помылись в ручье. По случаю жары еще и в море окунулись, благо было, где смыть соль.

Где-то около 13-00 вышли в обратный путь. В Глубокой Салме дул юго-восточный ветер и поэтому мы решили не идти вокруг Пежострова, а идти в Прямую Салму и встать на ночевку на острове Борщовец, Пестяной или на острове Кереть. По пути впереди по курсу видели двух белух: они медленно ныряли, так что их полукруглые белые спины очень долго скользили над водой. Потом их что-то напугало (наверное, моторка, которая шла нам навстречу) и они скрылись.

Как только прошли западный мыс Пежеострова, поднялся ветер, который дул вдоль пролива Прямая Салма в сторону моря. Мы, при боковом ветре дошли до о. Борщовец, но, не найдя на его восточной оконечности ничего подходящего, двинулись в сторону о. Пестяной. Ветер был попутный, волна тоже, и мы быстро долетели до острова. Приблизившись к острову, на западном мысу увидели пляжик и направились к нему. Здесь оказалось несколько стоянок и немного в глубине острова обнаружились две избушки.

Встали на стоянку, расположенную рядом с пляжем (стоянка 6 на карте). Напротив нас видны острова Кереть и Кишкин, которые практически сливаются в один. На востоке невдалеке расположены высокий остров Киврей и немного далее Медянка. Перед тем как разбивать бивак, устроили перекус и немного отдохнули. Потом поставили палатки, разобрали вещи и каждый до ужина занимался своим делом: читали, Сева ловил рыбу, дети собирали ягоду.

После ужина продолжили с пользой проводить время. Мимо нас никто проплывал, было тихо, к вечеру стих и ветер. Пошли в палатку где-то около 22-00, благо палатка стояла в тени деревьев и на нее солнце впрямую не светило.

За день прошли около 18 км. Весь день был жаркий, солнечный.

Седьмой день (24.07.2018)

Поскольку идти дальше решили через пролив между островами Кереть и Кишкин, сильно спешить смысла не было, так как пролив между ними мелкий и пересыхает во время отлива. Максимум отлива в этот день должен был быть в 8-43, а прилива – в 14-10. Поэтому я встал где-то в 7-00, не торопясь приготовил завтрак, мы позавтракали, собрались и вышли где-то в районе 11-00, надеясь, что пролив уже будет «с водой».

От нашей стоянки до начала пролива где-то 1,5 км, а до самого мелкого места – около 2 км. Дошли быстро, оказалось, что для прохода байдарок еще очень мелко, но вода довольно быстро прибывает. Чтобы не ждать, высадились и начали проводить байдарки через отмель, которая тянется метров на 100-150. Дно представляет собой местами песок, но в основном, заиленную «чавку», где местами попадаются колонии устриц. На одну из таких колоний наехали Сева с Варей и их байдарка получила небольшой прокол, который мы, правда, обнаружили гораздо позднее. Вообще, створки этих устриц очень острые и они отлично протыкают шкуры байдарок и пятки всех желающих, у которых хватит ума ходить по ним без обуви.

Провели байдарки через отмель, и вышли в широкой пролив между островами Кереть и Кишкин. Нашей ближайшей задачей было – набрать воды в озере на о. Кереть. Для этого пришлось обойти остров Большой Андронин, который соединен с о. Кереть и представляет собой его северо-восточный мыс (по крайней мере, мы пролив между ними не обнаружили). Залив, ограниченный островами Кереть, Кишкин и Сидоров – довольно населенное место, здесь мы встретили группу яхтсменов, которые стояли в небольшом заливе на о. Кишкин, пару катамаранов и несколько моторок.

Обогнули о. Большой Андронин, вошли в пролив между островами Большой и Малый Андронин и, пройдя около 3 км вдоль северного берега о. Кереть, дошли до бухты, в которую впадает ручей из озера. Бухта представляет собой глубоко вдающийся в берег залив, который должен был бы нам значительно сократить путь до озера, но проход к нему прегражден рядом камней, через которые, по крайне мере, по нашей воде, пройти было невозможно. Мы вернулись на стоянку, которая расположена на восточном берегу бухты и высадились там. Оказалось, что здесь не полноценная стоянка, а только кострище с бревнышками. Отсюда мы начали искать тропинку, которая должна привести нас к озеру, но не нашли. В результате мы вышли на берег бухты и стали двигаться вдоль него, надеясь отыскать путь к озеру.

Как раз в это время в бухту зашла моторная лодка с тремя рыбаками, которые тоже искали воду. По их словам, все источники и бочажки на островах Кишкин и Сидоров пересохли, и они (рыбаки, а не бочажки) поехали сюда, где озеро никогда не пересыхает, даже в самое засушливое лето. Один рыбак остался караулить лодку, а два других, вместе с нами отправились искать тропинку к озеру.

Тропинка скоро отыскалась: она шла чуть в глубине леса вдоль берега бухты. Судя по местности, в основном, здесь заболочено, но сейчас практически все пересохло. Затем тропинка углубилась в лес и, через некоторое время, появилась разваливающаяся избушка. Местечко здесь – «не айс», настоящее болото. Сразу после избушки лес поредел, появились кочки и тропинка начала раздваиваться: мы подходили к озеру. Когда влажно, здесь все, должно быть, затоплено. Скоро, через просветы в кустах, увидели впереди озеро. Северная оконечность озера, из которой вытекает ручей (сейчас он совершенно пересох) очень мелкая, дно заиленное, топкое и скользкое. Сева аккуратно по камушкам перебрался на камень покрупнее, где было поглубже и можно было набрать воду. Вода в озере желтоватая, но тухлятиной и гнилью не пахнет, и как это выяснилось в дальнейшем, вполне пригодная для употребления после кипячения.

Набрав воду, мы тронулись в обратный путь (рыбаки с водой ушли несколько раньше). Вдоль тропинки здесь мощные заросли черники и голубики с ОЧЕНЬ КРУПНЫМИ ЯГОДАМИ. Это довольно сильно задерживало наше продвижение, но где-то к 13-00 мы вышли к нашим байдаркам, загрузились и тронулись дальше.

Вдалеке на севере виднелась гора Шевруха и мы взяли курс на нее. Дул устойчивый восточный ветер и шла умеренная волна. Пока шли под прикрытием островов Илейки и других безымянных островков, которые прикрывали нас справа от ветра и волн, все шло довольно спокойно (о. Плоская Луда мы оставили по левому борту). Но когда острова кончились, а до мыса Красный оставалось еще около 4 км, пришлось идти при сильном боковом ветре и волне. Чтобы устойчивее держаться на курсе, пришлось идти галсами.

К мысу Красный подошли где-то к 15-00, т.е. практически в пик прилива (максимум был в 14-10). Мы решили этим воспользоваться и пройти пролив между материком и о. Кемлудский, пока вода стоит высоко (в отлив пролив пересыхает). Чтобы прикрыться от ветра, мы пошли в пролив между м. Красный и небольшим островком, тоже с названием Красный. В это время с островка отошли два сцепленных катамарана под парусом, которые медленно шли по ветру в направлении горы Шевруха.

Как только мы дошли до западной оконечности о. Красный, стало мелко и начало ощущаться встречное течение. Однако, как только мы обогнули мыс, течение сменилось на попутное, и под двойным действием течения и ветра мы быстро полетели в сторону губы Красная. В проливе между о. Кемлудский и материком множество крупных камней, похожих на зубья, но они расположены редко, так что пройти мимо них труда не составляет.

На входе в губу Красная прошли мимо небольшого островка с избой (оставили остров по правому борту), и даже его сфотографировали, но, поскольку скорость движения была высокая, и изба прямо-таки улетала из кадра, фото получилось не очень: как говорят профессиональные фотографы и к ним примазавшиеся, «горизонт завален…».

В губе Красная вдоль берега рассыпано множество крупных камней и надо было внимательно следить, чтобы случайно не налететь на один из этих «чемоданов», особенно подводных, которые то справа, то слева проносились мимо нас. Дойдя до небольшой бухточки с пляжем, мы решили пристать, чтобы передохнуть, размять ноги и устроить перекус, потому что уже утомились сидеть в байдарках. В начале бухты (по ходу), на небольшой скальной площадке, обнаружилось старое оборудованное кострище с каре из бревен, где мы и решили перекусить. Пока мы здесь были, над нами все время кружились и стрекотали две птицы, судя по виду кулики-сороки, судя по всему, рядом у них было гнездо. Они успокоились, только когда мы удалились.

Поскольку в этой бухте места для стоянки не было, мы пошли дальше. Когда Сева садился в байдарку, он обнаружил в ней воду, которой было слишком много, чтобы она натекла с обуви или через фартук и юбки. Понятно, что где-то есть прокол, но поскольку он небольшой, решили его сейчас не искать, а найти стоянку и там уже заклеить.

Прошли еще одну бухту с камнями и за высоким мысом, перед которым расположена изба, мы обнаружили оборудованную стоянку (стоянка 7 на карте). Выход к стоянке представляет собой пологую гранитную полку, наверху - невысокий соснячок. На север от стоянки расположен небольшой остров, причем в отлив остров практически соединяется с материком.

Было очень жарко, поэтому разгружались не торопясь. Наверху нашли подходящую площадку для нашей большой палатки. Севе немного прошелся вдоль берега бухты. Оказалось, что немного дальше, практически напротив острова, кто-то стоит. Изба, которую мы видели перед мысом, также оказалась обитаема. Обитатели избы время от времени куда-то отлучались на моторке, но они были довольно далеко и нас не тревожили.

В это время продолжался отлив, и скальный лоб обнажился полностью. В нем было много ванночек, в которых собралась морская вода, и можно было сидеть на теплых камнях и болтать в воде ногами. Пока народ отдыхал (Сева, как всегда, пошел ловить рыбу), я осмотрел байдарки и нашел в Варгузе-2 небольшой прокол. Заклеил этот прокол, а также подклеил, для пущей надежности, некоторые потертости.

Приготовили ужин. С дровами, кстати, проблем не было, несмотря на явную посещаемость места. Дети пошли мыть посуду. Вода в это время ушла, обнажились все прибрежные водоросли. Сева где-то на берегу нашел скелет котика и хотел забрать с собой череп «для Яночки», но Света сказала, что это будет «только через ее труп» и череп был (хотя и с сожалением) оставлен на берегу.

К вечеру появился в небольшом количестве мокрец, но мы вылезли на гранитный лоб, где его не было, и хорошо проводили время, пока солнце не скрылось за островом, поскольку до этого момента в палатке было слишком жарко. Пошли в палатку около 22-30, еще немного почитали и через пол часика завалились спать.

За день прошли около 24 км. Весь день был солнечный и жаркий, как и накануне.

 

Восьмой день (25.07.2018)

Поскольку у нас оставалось еще 5 дней, а большую часть пути до Пояконды мы уже преодолели, торопиться особого смысла не было. Поэтому в этот день мы решили пройти пол. Кузозецкий и встать где-нибудь недалеко в губе Козозецкая, а по пути еще набрать воды в озере, которое расположено совсем недалеко от нас (около 2 км).

Поэтому в этот день собирались не торопясь, так сказать, «на расслабоне», и при этом, как потом обнаружилось, умудрились забыть ручку от малого котла. Эта ручка съемная, и мы уже одну теряли (еще в незапамятные времена, в самом начале нашей «водной» карьеры); это была уже вторая, сделанная из ручки для ведра.

Вышли где-то в 10-30, оставив на берегу и череп беломорского котика (сознательно) и ручку от котла (будучи в не в курсе об этом). Только-только начался прилив и пролив между материком и островом полностью обмелел. Обогнули остров, зашли за мыс и пристали к берегу, где совсем недалеко от озера есть стоянка. На море уже поднялся ветер и разогнало волну, но за мысом было тихо. Привязали байдарки (прилив все-таки!), взяли наши канистры, купательное и пошли искать озеро.

Почти сразу наткнулись на избу, которая находилась в процессе завершения строительства. Озеро оказалось расположено рядом за небольшим холмом. Подошли к озеру: на берегу старая скамеечка и небольшой пятачок, где можно разместиться. Спуск в воду крутой, по гранитной плите; для помощи к дереву привязана веревка, за которую можно хвататься. Дно озера заиленное, но вода вполне чистая и не цветет. Искупались, даже поплавали, помылись, набрали воды и вернулись к байдаркам. За время нашего отсутствия вода поднялась сантиметров на двадцать – тридцать и байдарки легко покачивались на воде у берега.

Когда вышли из-под защиты мыса, снова попали под ветер и волны; дул северо-восточный ветер (со стороны моря). Быстро стало ясно, что обогнуть при таком встречном ветре полуостров Кузозецкий не удастся (по крайне мере, на это потребуется много усилий), поэтому решили сделать обнос. Быстро подошли к перешейку пол. Кузозецкий, там, где небольшая узкая полоска пляжа и пристали туда.

Разведка показала, что тропа обноса совсем рядом, а в ее начале есть пара оборудованных стоянок, расположенных в глухом елово-сосновом лесу. Света с девочками остались на берегу, наблюдать за прибоем, а мы с Севой пошли прогуляться и разведать тропу. Тропа довольно широкая, почти ровная, по дороге встретили две поваленные березы, через которые спокойно можно было перелезть, поэтому решили их не трогать. Через некоторое время тропа раздвоилась: левая пошла по открытому заболоченному месту, но сейчас было сухо и не топко, хотя почва под ногами ощутимо пружинила. Правая тропа шла по сосняку и была хорошо утоптана. Мы разведали как правую, так и левую тропу и решили обноситься по правой: шире, ровнее, меньше комаров и идти приятнее. Вдоль левой тропы, правда, было много очень крупной черники и голубики.

Дошли до залива; там большая поляна на берегу моря, где удобно складывать вещи и байдарки. Потом сходили по тропе, которая шла наверх к избе. Изба жилая: детская коляска, рядом футбольно-волейбольная площадка, тут же песчаный спуск вниз и внизу катер.

Как только повернули обратно, нам навстречу молча вылетела лайка, а за ней следом шел ее хозяин. Мы поздоровались, но разговора как-то не вышло: мужик был больно суров и смотрел на нас несколько подозрительно. На обратном пути встретили двух мужчин и мальчика-подроста, самый старший из них был с бородой и посохом; ну прям Лев Толстой или Макс Волошин (если венок из полыни добавить). Они спросили, где здесь обнос и пошли дальше.

Вернулись к нашим девушкам и перенесли вещи и байдарки к стоянке, чтобы было удобно оттуда обноситься. Рассказали, что тут много ягоды и договорились, что мы Севой будем переносить вещи, а Света с дочками пособирают чернику. Всего сделали пять ходок; через некоторое время к нам присоединилась Маша, которую заели комары, и она решила нам помогать носить вещи. По количеству шагов обнос оценили где-то в 400 метров.

Обнеслись и присели отдохнуть в тени прибрежных сосенок, чтобы немного отдохнуть и закусить черникой с сахаром. Встали на весла около 16-00. Немного отойдя от берега, встретили нашего сурового знакомого на моторке, который то ли закидывал, то ли, наоборот, складывал какие-то снасти. Видя, что мы уходим, он нам уже вполне приветливо помахал рукой. А мы, пройдя пару километров вдоль берега и видя, что он (т.е. берег) совершенно бесперспективен с точки зрения стоянок, повернули направо, в сторону Лушковых островов, чтобы поискать там подходящую стоянку.

К этому времени ветер и волны уже начали стихать, и идти было легко. Дойдя до Лушковых островов мы начали их планомерный осмотр и обнаружили довольно много «перспективных» мест, но ни одно из них не подходило для стоянки (конечно, если не считать случая аварийной стоянки). На одном из небольших островов раньше, по-видимому, было местечко, но после пожара оно стало малопригодным для использования.

Покрутившись безрезультатно среди островов часа полтора, направились к острову Еловый и прошли вдоль его северного берега. Заметили там немного в глубине избу, но стоянок на острове (по крайней мере, с северной стороны) тоже не нашлось. Пройдя остров, повернули к материку (нам показалось, что там что-то есть перспективное) и пошли вдоль берега. Однако и здесь тоже ничего подходящего не было.

На входе в губу Черную пошли в мелкий пролив (в это время уже вовсю шел отлив) между материком и небольшим островком, на котором был дом и еще то ли баня, то ли сарай. На острове была собака, которая нами весьма интересовалась, но молча, и у дверей дома стоял мужчина, но было довольно далеко до него и мы не стали подходить, чтобы поздороваться (еще и мелко было и мы старались не напороться на ракушки).

Уже на выходе из пролива Сева с Варей сели на мель, но быстро снялись и пошли дальше. Однако практически сразу же обнаружилось, что в байдарке появилась вода, и пришлось в срочном порядке приставать к берегу. В этом месте впадает ручей из озера Воробьево, поэтому мелко, берега низкие, топкие, место для ремонта найти было сложно. Кроме того был отлив, поэтому обнажилась широкая литораль. Но деваться некуда – нашли небольшое местечко, куда можно вытащить вещи и байдарку: трешку оставили стоять на мели. Место ремонта обозначено на карте траурной звездочкой.

Быстро разгрузили байдарку, перенесли вещи; на дне обнаружился довольно крупный прокол, очевидно, от мидии. Пока я занимался установкой заплаток, Света достала перекус и мы, утомившись от пережитого, заели стресс.

Закончив ремонт, совершили обратную процедуру: отнесли байду на мелководье, загрузили ее и начали выводить на большую воду. Здесь пришлось в паре мест тащить байды по мелководью, но в результате все-таки мы нашли, где поглубже, и двинулись в сторону острова Березовый.

Вечерело (было около 21-30) и против солнца практически ничего не было видно. Дошли до о. Березовый и пошли вдоль него. Встретилось несколько «перспективных» мест, но они на поверку оказались совсем не перспективными. Дошли до северо-западной оконечности острова и, не найдя ничего подходящего, решили идти дальше, к островам Кожамейкин и Костьян, но тут Сева через просветы в деревьях заметил стоянку. Мы вернулись, Сева быстро вылез на берег, и радостно доложил, что в лесу около берега отличная стоянка (стоянка 8 на карте).

Вылезать здесь было неудобно: у берега крупные камни, между ними скользкие водоросли. Поэтому мы встали цепочкой и, передавая вещи друг другу, быстро разгрузились. Поставили палатки, начали готовить ужин, и тут обнаружилось, что мы потеряли ручку от котла. Пошарив вокруг, были обнаружены два куска толстой проволоки, и я из них соорудил некоторое подобие ручки.

Быстро поужинали и пошли спать, решив, что завтра устроим дневку и отдохнем как следует, тем более, что до пресной воды недалеко – около 2,5 километров.

За день прошли около 18 км и еще 400 метров волок по суше, если считать только одну ходку.

 

Девятый день (26.07.2018)

Этот день был посвящен дневке, и мы спали, пока не надоело. Место было окружено соснами и небольшими березками, которые прикрывали наши палатки от прямых лучей солнца. Встали где-то в 10-00 и позавтракали. Сева пошел опять ловить рыбу и через некоторое время позвал нас идти смотреть на беломорского котика, который плавал недалеко от берега. Этот котик белого цвета в мелкую черную крапинку довольно долго бултыхался недалеко от нас; наверное, у него там «было гнездо». Через некоторое время котик куда-то уплыл, а вместо него приплыл второй, более темного цвета.

Где-то в полдень, когда мы занимались своими делами, на юге потемнело, и Сева прибежал с берега с вестью, что к нам приближается грозовой фронт. Действительно, вдали была видна стена дождя, которая медленно приближалась к нам. Мы со Светой решили воспользоваться случаем и собрать воды, и расстелили наш тент 3 на 4 метра на ровном месте, прижав края тента камнями и бревнышками. Как только мы закончили наши приготовления, пошел дождь.

Дождь был теплый и я решил воспользоваться случаем и помыться. За мной из палатки на улицу вылезла Света, а затем и Сева. Варя с Машей решили, что «грязи больше – морда ширше» и решили остаться в палатке.

После дождя стало прохладнее, что, в принципе, было неплохо, поскольку мы (по крайней мере, я) уже несколько устали от постоянной жары. В наш импровизированный бассейн набралось, по моим прикидкам, не меньше 40 литров воды и значит, нам не будет нужно идти за водой к ближайшему ручью.

Оставшийся день прошел в обычных занятиях: мы поужинали, и поскольку к вечеру похолодало, пошли спать пораньше – где то около 21-00.

 

Десятый день (27.07.2018)

Встал, как обычно, в 6-30. Было пасмурно и довольно прохладно, дул заметный ветер. Позавтракали, посмотрели на небо и, не увидев ничего особенно страшного, решили выходить. В это время еще продолжался отлив (максимум отлива 0,4 м – в 11-15) и, поэтому, загружаться было не очень удобно, но мы справились.

Вышли где-то в 9-30; сначала о. Кожамейкин (который мы оставили справа по борту) прикрывал нас от ветра и волн. Когда остров закончился, мы попали под боковой восточный ветер и волну. Довольно быстро дошли до мыса Панфилов и взяли курс на мыс Савватиевский. Впереди показался мыс Киндо, а слева – губа Кислая.

Здесь ветер уже был практически попутный и быстро нес нас вперед. Было уже около 13-00 и шел прилив, с которым мы и решили войти в Ругозерсую губу. Быстро прошли Еремеевский порог; слева показался пос. Приморский – биостанция МГУ. Пройдя остров Великий, начали осматривать островки, которые попадались на пути в поисках места для стоянки. Уже на втором небольшом острове нашли подходящую стоянку (стоянка 9 на карте). Выход здесь удобный – у берега небольшой пляж, а наверху – кострище и несколько мест для палаток. Встали около 15-00. В это время уже развиднелось, светило солнце и изредка по небу пробегали легкие облачка.

На острове обнаружился мощный черничник и, пока мы с Севой разгружали байдарки, наши девушки занялись сбором ягод. Перекусили (Сева опять сделал протертую чернику с сахаром), поставили палатки и начали наслаждаться жизнью. Я прогулялся по острову и сделал несколько снимков.

Мимо нашего острова несколько раз проходили моторки и белый катерок, судя по всему, с биостанции. Среди этих плавсредств особенно выделялся катер оранжевого цвета с навесом, который летал просто-таки с бешеной скоростью и соответствующим этой скорости ревом. Потом мы узнали, что это своего рода морское такси, которое курсирует по маршруту пос. Приморский – Пояконда.

Поужинали где-то около 19-00, потом еще почитали, благо мокреца и комаров не было и где-то около 22-00 пошли спать. Палатку в этот раз поставили на черничник, и было очень мягко, но, из-за большого наклона мы всю ночь сползали к нижней части палатки, что мешало спать.

За день прошли около 22 км.

 

Одиннадцатый день (28.07.2018)

В этот день у нас была дневка, поэтому рано вставать не стали. Я поднялся около 9 утра, светило солнце, но дул ветер и было довольно прохладно. Где-то к 11-00 закончили завтрак и занялись кто чем. Для начала мы со Светой сдвинули нашу палатку на более ровное место, чтобы было удобнее спать следующую ночь.

Затем мы пофотографировались с дверью от какого-то судна, которая была рядом с нашей стоянкой. Поскольку в двери было круглое отверстие, было удобно засовывать в него (в отверстие) голову.

Пока был отлив (пик отлива 11-55), обнажилась довольно длинная литораль, на которой, в водорослях, осталось много морских звезд. Дети занимались их «спасением», для чего нужно было относить звезды с отмели в воду.

Нами на острове было отмечено три климатические зоны: южная, где пляж – там было тихо, тепло и светило солнце; центральная – наверху острова, где располагался наш лагерь – тут задувал ветерок и было довольно свежо; и северная – на северной стороне острова – здесь дул ветер, шумел прибой, было неуютно и холодно. Так что, в зависимости от пожеланий, можно было греться на солнце на пляже, наслаждаться умеренным климатом около костра или «зимовать» на северном берегу острова – это место, правда, успехом не пользовалось.

К 15-00, когда прилив уже шел вовсю (пик прилива 17-05), мы с Севой решили сходить за пресной водой. Спустили двушку, взяли с собой канистры и пустые бутылки и взяли курс на устье ручья, который впадает в залив на северном берегу Ругозерской губы. Как только мы вышли из-под защиты острова, сразу начался попутные ветер и волна и мы просто-таки полетели вперед. Три километра до залива мы прошли за 15 минут. После изучения местности оказалось, что ручей впадает в самой западной оконечности залива. Было очень мелко, но, поскольку был почти максимум прилива, мы без проблем дошли до самого устья ручья. Надо сказать, что в низкую воду пройти на байдарке сюда невозможно и придется идти пешком вдоль берега – вдоль него, кстати, есть вполне приличная тропинка.

Набрав воду и сполоснувшись пресной водой, мы двинулись в обратный путь. Как только мы вышли из-под защиты восточного мыса залива, сразу задул встречный ветер и пошла волна, которая славно окатывала нашу верхнюю часть, которая торчала над байдаркой. Так что к нашему острову мы пришли промокшие до нитки. Но, поскольку было вполне тепло, это не доставило нам никаких неудобств, не считая того, что мы снова были пропитаны солью.

Поужинали где-то в районе 19-00. К вечеру снова начался отлив, было тихо и умиротворенно. Посидели еще у костра и где-то около 22-00 пошли спать.

За день прошли за водой 6 км.

 

Двенадцатый день (29.07.2018)

Поскольку в этот день мы выходили в Пояконду, а поезд у нас был только утром следующего дня, рано вставать не стали. Я поднялся где-то в 9-30, приготовил завтрак, мы не спеша поели, собрались и встали на весла.

Вышли где-то в 12-00. Был практически пик отлива (минимальный уровень в 12-30), дул попутный восточный ветер, по ругозерской губе шла средняя попутная волна. Шли легко, по левому борту оставили остров Высокий и, где-то в километре перед Поякондой, вошли в узкий пролив между островом и материком. Шли вдоль южного берега материка. Фарватер здесь обозначен вешками. Впереди на мысу показались дома, похожие на дачи, несколько правее (севернее) – пристань, точнее насыпная дамба, на которой был народ, и стояло несколько машин. Мы взяли еще севернее и сначала пристали к пологому берегу прямо напротив домов, но, как оказалось, это был небольшой островок, отделенный от материка лужей, через которую совсем не хотелось таскать наши вещи. Поэтому мы взяли правее и пристали к лугу, который нам сначала показался вполне приветливым. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что лужок заливной и очень даже топкий, поэтому мы пристали к мысу прямо в русле ручья. Дно в русле притока было очень топкое и Варя, которая поленилась надеть неопреновые тапки, утопила там один из своих шлепанцев, который мы так и не нашли, настолько он глубоко погрузился в ил.

Тем не менее, мы пристали к твердому берегу, наверху было довольно ровное место, пригодное для разборки байдарок, рядом был лодочный сарай и банька, а немного вглубь берега виднелись пара деревянных домов. Было солнечно, дул приятный ветерок, на море в это время шел прилив. Дети в полном составе отправились разведывать дорогу в Пояконду (а также узнать о наличии магазина), а мы со Светой остались разбирать вещи. Пока дети ходили на разведку, я все вытащил на берег и поставил байдарки сушиться.

Дети вернулись где-то через час и рассказали, что до станции около 1,5 километров, на станции есть какой-то домик, похожий на зал ожидания, а магазин приезжает два раза в неделю (естественно, сегодня его нет). Поскольку до стации довольно далеко, Сева пошел к машинам, которые стояли у пристани, чтобы найти кого-нибудь, кто забросит наши вещи на станцию. Вернувшись, он сказал, что нашел товарища с машиной, который согласился подбросить наши вещи до станции за 500 руб. и будет ждать нас на полянке, недалеко от места антистапеля.

Где-то за 1,5 часа мы собрались и за несколько ходок перетащили вещи на полянку. По пути нам встретилась бабушке с внучкой, которые гуляли. Бабушка живет в Пояконде в одном из домов на полуострове, где мы высадились, а внучка приехала к ней на лето.

Мужик приехал вовремя, мы загрузили вещи, Сева сел с ним в машину и они поехали на станцию, а мы пошли пешком. Идти до станции оказалось минут 15-20. Сева уже с вещами ожидал нас под навесом. На крыльце станционного здания сидели три работника РЖД в оранжевых спецовках и обсуждали план работ. Мы поинтересовались у них, на какой путь приходит наш поезд (№ 091А, Мурманск-Москва) и где нам лучше стоять, чтобы не бегать взад-вперед вдоль рельсов. Они озаботились этим вопросам и подробно нам рассказали, что поезд приходит на второй путь, что останавливается он, не доходя до станции «потому что здесь горка», поэтому нам надо дойти до самого конца платформы (она там есть) и ждать, когда поезд остановится. Еще они озаботились нашей безопасностью и предупредили, чтобы мы не стояли между путями вне платформы, потому что может пойти встречный поезд и будет плохо (расстояние между поездами небольшое).

Осмотрев станцию, мы поняли, что на самом деле там нет зала ожидания, и поэтому расположились рядом на травке, чтобы перекусить. После этого сходили к озерам – их там два – одно, если смотреть в сторону Москвы – справа (на западе), а второе – слева (на востоке) и прошлись по поселку. Выходы к правому озеру плохие, встать там негде; выход к левому озеру получше – там есть даже мостки, видимо для полоскания белья, из этого озера местные жители берут воду для полива огородов. В поселке много одноэтажных домов и штуки четыре двухэтажных многоквартирных домов (двухподъездные). Все дома с приусадебными участками, огородами, банями, есть летние беседки. Видели несколько палаток, которые стояли на огородах или прямо перед домами: судя по всему, в них жила молодежь, которая занималась то ли подводным плаванием, то ли виндсерфингом. Пару таких парней мы встретили у озера: они были одеты в неопреновые костюмы и мыли посуду.

После исследования местности стало понятно, что самое лучшее место для ночевки – прямо около станции. Там было ровное место для палатки (прямо за станционным домиком), два приличных туалета типа «сортир», мусорка и колонка (электрическая!).

Где-то около 20-00 к станции подошла электричка Кандалакша-Лоухи (отправление в 20-07). Расписание говорит, что электричка ходит раз в день (правда, я не понял, что за периодичность такая – кВ – может, это – «каждое воскресенье»? Этот день был как раз воскресенье): в 07-39 (время отправления) из Лоухов в Кандалакшу и в 20-07 из Кандалакши в Лоухи.

После отхода электрички появился мокрец, и на улице стало «неудобно жить». Поэтому мы поставили палатку и забрались в нее, чтобы спасись от кровососов и поспать до прихода поезда. Сева сначала решил, что будет спать без спальника (у него своя маленькая палатка, но она уже была упакована и мы ее устанавливать не стали), но это была ошибка: где-то часам к 23-00 стало прохладно и ему пришлось залезть в спальник. Вообще оказалось, что климат на материке, даже недалеко от моря, гораздо континентальней: ночью намного холоднее, а днем жарче. Мы немного почитали и завалились спать, поскольку на следующий день надо было рано вставать (отправление поезда в 05-35 утра). Ночью никто нам не мешал: где-то лаяли собаки, проехало мимо пара машин и все.

За день по воде прошли 8 км. Весь день погода была солнечная и жаркая.

 

Путь домой (30-31.07.2018)

Встали в 4-30 утра и начали собираться. Ночью было холодно и на палатку выпала обильная роса. Также и на внутренней стороне тента собралось много конденсата. Сушить палатку все равно возможности не было, поэтому палатку сложили и решили ее сушить уже дома. Вышли на перрон где-то к пяти утра и стали ждать наш поезд. В это время на первый путь подошел товарняк и загородил нам проход ко второму пути, куда должен был прийти наш поезд. Мы прождали минут двадцать, поезд все еще стоял и, поэтому, мы решили его обойти, благо хвост был недалеко. При выполнении этой операции был опробован «походный порядок», который заключался в решении задачи нести все вещи в один прием. Это нам удалось (поскольку мы сократили количество багажных мест до двенадцати), и мы благополучно перебрались ко второму пути и прошли к самому началу платформы.

Как положено по «закону подлости» минут через пять товарняк тронулся и освободил подход ко второму пути. Где-то в 5-25 показался наш поезд, который медленно подползал к платформе. По нему было видно, что до платформы он не дойдет и мы, взвалив на себя вещи, двинулись ему навстречу.

Когда мы поравнялись с головой поезда, из окна электровоза высунулась голова машиниста и спросила, какой у нас вагон. Мы ответили, что четырнадцатый, на что голова кивнула в сторону хвоста поезда. Я попросил его подать состав еще немного вперед, и мы продолжили свой путь. Через некоторое время пути сблизились, и между ними пошел высокий бурьян. Но, в конце концов, мы добрались до нашего вагона, где нас уже ждала проводница. Быстро закинули вещи в вагон, поезд тронулся, и мы поехали домой.

В Пояконде в поезд садились только мы. Народ в вагоне спал и нам никто не мешал таскать вещи. Разместившись в купе, мы сразу завалились спать.

Весь день прошел в попеременном спанье, еде и чтении книжек. В Кеми в вагон села группа туристов (мы в это время спали), также в Сегеже завалилось много подростков из туристского лагеря. Они были очень спокойные и нам не мешали. В Петрозаводске мы встретились с Катей и ее семьей (я, правда, этот момент проспал). Они снабдили нас какой-то вкуснятиной, которую мы быстро «уговорили» (а вот в этом процессе я принял активное участие).

В Москву приехали без приключений на следующий день в 10-36. Выгрузились, перенесли вещи к грузовому проезду (слева от Ленинградского вокзала) и пошли встречать нашего Леху на газели. Через некоторое время он появился, мы загрузились и тронулись в путь. Оказалось, что для грузового проезда не действуют льготные первые 15 минут (на подъезды, которые расположены прямо перед вокзалом, такой льготный период есть) и пришлось заплатить 300 руб. за первый час стоянки L.

Но нам уже ничего не могло испортить настроение. Мы без пробок выехали из Москвы. Алексей по пути рассказал, что в Сарове погода стояла очень жаркая – днем под 35 градусов, на что мы поведали ему о жарком лете на Полярном круге. По пути заехали во вполне приличную придорожную закусочную. Там был интересный туалет (мужской и женский): он был с кодовым замком, а код можно было узнать из чека. Т.е. если ты что-нибудь купил, то – вперед, туалет твой, а если нет – то извини! Время от времени код меняется, чтобы «старожилы» не запомнили.

До Сарова доехали без приключений и пробок. Дорога заняла около девяти часов, так что к 20-30 были дома. На этом наш поход по Белому морю закончился.

 

Алексей Пикулев

Октябрь-ноябрь 2018 года