Описание водного похода по северной Карелии    с 15 по 28 июля 2014 года по маршруту              пос. Энгозеро – р. Воньга – дер. Поньгома

            Предисловие

       В прошлом году мы впервые выбрались подальше от родной Нижегородской области на систему озер Вуокса, которая расположена на Карельском перешейке (север Ленинградской области). Нам очень понравилось, особенно мягкий климат и пейзажи – скалы и сосны. Только народу многовато – сказывается близость Санкт-Петербурга. И во многих симпатичных местах понастроены дачи по берегам, что сильно мешало нашему восприятию окружающих красот.

          Так что в 2014 году решили сходить в Карелию – благо ехать не очень далеко, климат хороший (северо-запад все-таки!), рек и озер в изобилии. Поскольку ехать планировали всей семьей с детьми, а опыта прохождения порогов ни у кого не было, маршрут подбирался по следующим критериям: 1) окружающие красоты; 2) разнообразие; 3) доступность; 4) незначительное количество сложных препятствий и возможность их обноса или проводки.

         После изучения возможных маршрутов был выбран стандартный маршрут по северной Карелии: пос. Энгозеро – система озер, соединенных протоками – река Воньга – Белое море – дер. Поньгома. Маршрут приглянулся следующими особенностями: 1) проходит через большое число красивых озер и заканчивается в Белом море; 2) ранее был очень популярным, поэтому много оборудованных стоянок и имеются тропы для осмотра и обноса препятствий; 3) сложность препятствий увеличивается по мере прохождения маршрута; 4) не очень короткий и не очень длинный – около 190 км, а если сниматься у железнодорожного моста около ст. Воньга, то 150 км.

            Изучение климата интересующего нас района показало, что средняя температура июля составляет 14,5 градусов – около 20 градусов днем и 10 ночью. Поэтому было решено взять с собой термобелье, шапочки для сна и еще некоторые утепляющие предметы. Для возможности хождения по камням и чтобы ноги от холодной воды не мерзли, купили всем (кроме Маши) неопреновые тапки или боты, а Маше – резиновые сапоги. На поверку неопреновая обувь в походе оказалась очень полезной, нам ее чрезвычайно не хватало на Вуоксе: без нее нормально (на двух ногах, без помощи рук) ходить по скользким камням практически невозможно. Также купили всем юбки, для того, чтобы свободно ходить по озерам и морю при высокой волне. Про пороги решили, что препятствия 3 категории и выше будем обносить или проводить, а по поводу остальных будем решать на месте.

          Заброска

          При планировании заброски решили в Энгозеро ехать из Москвы поездом Анапа-Мурманск, который отправляется из Москвы в 4-56 утра и приходит в Энгозеро на следующий день тоже утром в 8-14. Надо сказать, что поезда, проходящие через Арзамас, очень плохо сочетаются с мурманскими поездами, идущими из Москвы: все они приходят в Москву рано утром (но не настолько рано, чтобы успеть на тот же поезд Анапа-Мурманск), а мурманские поезда уходят или поздно вечером или ночью. Есть вариант ехать до Нижнего и оттуда до Москвы Сапсаном или Ласточкой, но это дополнительная пересадка и эти поезда приходят на Курский вокзал. Поэтому до Москвы вокзал решили забрасываться машиной – а именно, на газели-фермере нашего верного Лехи, который нас всюду возит.

          Должен сказать, что в связи большой популярностью мурманских поездов (летом) билеты на поезд я покупал за 45 суток ровно в 8-00, как только открывается продажа билетов. На наш поезд с Москвы продавался только один вагон и тот уже наполовину был распродан (не совсем понимаю, как это может произойти, кроме «заднего крыльца»). Купил я билеты без проблем, на обратный поезд (тоже Мурманск-Анапа) было целых два практически пустых плацкартных вагона и проблем с билетами не было.

          Из Сарова выехали 13 июля с запасом, в 15-00. Поскольку владимирская трасса вся в ремонте и там пробки, Леха повез нас через Рязань. Сначала все шло хорошо, но часа через два в машине что-то очень неприятно засвистело. Леха опасался, что это кардан (что потом и подтвердилось) и тачке может скоро прийти маленький пушной зверек. Проехали Шацк и, поскольку свист не прекращался, решили найти другую машину. Случай представился в Путятино, где Леха уговорил мужика на газели довезти нас до Москвы. Мужика звали Денис, он был из Рязани и регулярно катался в Москву: возил он на своей газели то ли арбузы, то ли яблоки, ну, в общем, фрукты разные. Денис попросил нас подождать с полчасика, чтобы разгрузиться и немного почистить машину и обещал после этого нас «положить» на Курский вокзал. Полчасика были больше похожи на часик, но в результате, часов в 8 вечера мы тронулись.

          В газели было пыльно, на сиденьях валялись какие-то опилки и вокруг суетились плодовые мушки, Денис не стеснялся в выражениях, комментируя происходящее на дороге, но в целом, вперед мы продвигались и даже должны были успеть к нашему поезду. Перед Рязанью началась большая пробка, в которой стояли почти час, Денис сказал, что впереди будет еще три, но не такие большие. Часам к 11 вечера Денис начал клевать носом и поэтому, мы стали каждые полчаса заезжать в придорожные кафе, чтобы выпить кофе. К счастью, дорогу он знал хорошо и к 3 часам утра, как и обещал, «положил» нас на Курский вокзал.

          Ждать прихода нашего поезда оставалось не более полутора часов, поэтому я пошел узнавать, на какой путь подадут наш поезд. Диспетчер не могла сказать, заявила только, что за полчаса до отправления это будет известно. Мы несколько нервничали, поскольку вещи мы могли перенести только в два приема. Наши опасения не подтвердились, поезд пришел вовремя, и у нас было около получаса, чтобы загрузиться и мы успели с большим запасом.

        Мы распихали наши вещи и завалились спать. В вагоне было очень душно, в нашем купе (плацкартном, разумеется) окно, как назло, не открывалось – запасной выход ...! вентиляция вагоне не работала. Следующий день прожили, время от времени ходя освежиться к открытым окнам и часто умываясь. Отмечу, что в вагоне, кроме нас, явных туристов (с большим количеством барахла) не было. Были товарсчи, похожие на туристов, но с небольшими рюкзачками. Они сошли в Кеми, и я думаю, это были коммерческие туристы, поскольку на Соловки они не собирались.

           На станции Свирь (бывший Свирьстрой) закупились пирожками и питьевой водой. Часам к 9 вечера (14 июля) приехали в Петрозаводск. Там к поезду подошли Севина тетя Катя с мужем и сыном и мы с ними немного пообщались. На улице было жарко, Катя сказала, что до этого в Петрозаводске было прохладно и дождливо. Они нам дали фруктов и дальнейшая дорога пошла несколько повеселее.

          К утру в вагоне начал шебуршать народ. За окном летали тучи и время от времени шел дождь. Часов в 6 утра прибыли на довольно крупную станцию. Я сначала думал, что это Кемь, но оказалось, что поезд опаздывает примерно на час и это Беломорск. В Кемь приехали к 7 утра, там вышло много народа, в частности, туристы без вещей. На станцию Энгозеро поезд пришел где-то около 9 утра. Небо к этому времени прояснилось и дождь прекратился.

        Когда мы выгрузились, оказалось, что из туристов здесь сошли только мы. Разведка показала, что никто нас тут не ждет, и народ с машинами поезд не встречает. Пришлось воспользоваться заготовленным заранее телефоном (Геннадьев Александр Викторович, 89114275099, 89114209046). Мужик сразу отозвался и минут через 20 мы уже выгружались на берегу Энгозера. Александр нам рассказал, что погода в последнее время стояла дождливая, но не холодная, водников пока мало, но уже начинают появляться. Еще он сказал, что крайний пункт, откуда он может нас забрать – это Пильдозеро и что оттуда он совсем недавно забирал группу, которая снялась с маршрута из-за плохой погоды. Стоимость этого удовольствия – 6 тыр. (наверное, если поторговаться, то тыщенку можно скинуть).

           Первый день (15.07.2014)

       Александр уехал, а мы остались собирать наши вещи. После сборки байдарок пошли искупаться – вода оказалась довольно теплой – потом перекусили часов в 12 вышли на просторы Энгозера. Как я уже писал выше, шли только своей семьей, двумя экипажами. В варзуге-3 сидели мы со Светой и Маруся спереди, а в варзуге-2 Сева и Варя. Было тепло и безветренно, так что на Марусю спасик одевать пока не стали (в остальные дни она всегда была в спасике, даже снимать его не хотела). Поскольку все намаялись от жары и духоты в поезде, решили вперед не рвать, а найти подходящее местечко, где и остановиться на ночь. Такое место быстро нашлось на левом берегу на мысу, километрах в 4-5 от пос. Энгозеро. Рядом был песчаный пляж с камушками, погода была хорошей, вода теплой, поэтому здесь и остановились. К вечеру ветер совсем стих, а небо покрылось легкой облачностью.

Второй день (16.07.2014)

Ночью задул ветер и пошел дождь, который шел с перерывами часов до 2 после полудня. На Энгозере ветер разогнал волны, так что вставать на весла нам совершенно не хотелось. Было довольно холодно – около 10 градусов, так что наше термобелье пригодилось (Варя забыла упаковать свое и несколько подмерзла, хотя и не призналась в этом). Как выяснилось, это был самый холодный день нашего похода. В промежутке между дождиками я приготовил завтрак, есть который пришлось уже под тентом, благо размеры палатки позволяют. К вечеру дождь стих и Сева с Машей пошли удить рыбу в тихую заводь, куда волны не доходили. Мы поискали ягоду, но черника еще не поспела, морошки не нашли совсем, а вороники было мало. Грибов в этом месте не было совсем, зато рядом был большой муравейник и муравьи везде ползали и иногда покусывали нас за пятки.

Вечером мимо нас прошла довольно большая группа байдарок (штук 8), которая встала напротив нас на острове. Они шли, несмотря на достаточно большую волну, благо ветер (и волны) были попутными. Потом мы с этой группой несколько раз пересекались, вплоть до Мурамозера.

Третий день (17.07.2014)

Ночью дождя не было, но ветер продолжал дуть с прежней силой. Я встал около 7 утра и приготовил завтрак. За завтраком решили выходить, но загружаться в соседней бухте, защищенной от ветра и волн. Так и сделали и часов в 9-30 встали на весла. Ветер в основном был попутный, но несколько сносил нас к северному берегу. Шли, стараясь прикрываться от волн и ветра островами, где было довольно тихо. Когда мы отдыхали, мимо нас прошла вчерашняя группа. Она сильно растянулась, так, что мы сначала подумали, что это несколько разных групп. Правда потом мы увидели, что они все пристали к пляжу и поняли, что это одна группа.

Прошли о. Елмангский, затем, после губы Телькина обогнули мыс и взяли курс на о. Олений, который обогнули справа. На западной оконечности о. Олений видели большой оборудованный лагерь. Из-за ветра и волнения нам не удалось уйти под левый коренной берег и пришлось идти, прикрываясь островами Кобрак 1-й и Кобрак 2-ой и другими, более мелкими островами. По пути решили опробовать юбки, в них оказалось идти достаточно удобно и чувствуешь себя защищенным даже на большой волне. Мне, правда, юбку было очень неудобно одевать из-за того, что при загруженном багажном отсеке в варзуге-3 (да и во всех тритоновских каркасных и каркасно-надувных трешках) невозможно вытянуть ноги и приходится сидеть с ногами крест-накрест.

Прошли о. Лопарский и еще несколько островов и, в результате, встали на острове, который находится прямо напротив протоки из оз. Ковдозеро. Остановились на большой стоянке, расположенной на самой высокой точке острова. Там было два выхода к воде: западный, к бане и северный, где мы разгрузили байдарки. Весь остров порос сосновым лесом. Мы искупались, сготовили ужин. Сева ловил рыбу, улов мы выпотрошили и засолили, чтобы на следующий день кинуть в суп.

Четвертый день (18.07.2014)

С утра погода была безветренная, но по небу летели довольно мрачные облачка. В этот день мы решили пройти Энгозеро, Пайозеро и встать где-нибудь на Чогозере, не доходя до разрушенной плотины. Вышли около 9-30. За один переход дошли до разрушенной плотины на протоке в Пайозеро. На плотине практически не было перепада воды – что это означает, высокую или низкую воду, я не понял. На Пайозере сделали небольшой перекур, в это время начал накрапывать дождик, но потом перестал. По Пайозеру катался какой-то рыбак на моторке, больше никого не видели.

Прошли Пайозеро. Протока в Чогозеро несколько напоминает речку в паводок: берега очень низкие, часто заболоченные. Прошли Чогозеро, по пути видели пару стоянок по левому берегу. Но поскольку впереди, на самом окончании озера, виднелось два пляжа, решили пойти посмотреть, что там. На первом пляже стоянки не было, но там присутствовала кладка для походной бани. Соседний пляж, ниже по течению, был с оборудованной стоянкой, Там и решили заночевать. На стоянке мы обнаружили табличку. Такие таблички мы видели еще в нескольких местах на Воньге.

Место было приятое, небо прояснилось, стало тепло, даже жарко, Маруся пошла на пляж строить кораблик и всякие постройки из песка. Мы со Светой сплавали посмотреть плотину на выходе из Чогозера. Правый слив чистый, в конце несколько камней в струе, течение не сильное. Дальше не стали смотреть, хотя по правому берегу шла слабая тропинка. Вернулись на стоянку, искупались, сготовили ужин и занялись кто чем: Сева ловил рыбу, Маша копалась в песке, Варя пошла искать ягоду (в основном, воронику, но уже начала появляться близкая к спелому состоянию черника), Света читала, а я слонялся без дела, наслаждаясь окружающей природой. Вечером мимо нас проплыл катамаран под мотором и с флагом, на нем было 6 человек. Катамаран пошел дальше, в сторону плотины.

Небо было чистым весь вечер и ночь, поэтому в палатку забрались часов в 11 вечера, поскольку раньше в ней было слишком жарко.

Пятый день (19.07.2014)

С утра погода было отличная, светило солнце, было безветренно. Позавтракали и, как всегда, вышли в 9-30.

Быстро дошли до плотины, прошли начальный участок без приключений; на одной из развилок мы со Светой завернули в слишком мелкую протоку и сели. Я показал Севе с Варей, куда плыть дальше, потом мы со Светой спихнули нашу трешку и пошли за ребятами. Было довольно мелко, мы часто цепляли камни, но без особых последствий. В русле под водой много камней, которые практически не видны с воды, по крайней мере, мы со Светой, может в силу нашего слабого зрения, их замечали в самый последний момент (а то и вовсе не замечали). У ребят дело шло несколько получше, поэтому мы больше ориентировались на них.

Пройдя спокойный участок реки, мы подошли к порогу на выходе в Пильдозеро. Тропа осмотра идет вдоль левого берега. Мы с Севой сходили, осмотрелись, выбрали траекторию движения, благо там надо держаться струи и не налететь ненароком на пару камней. Решили женщин и детей не высаживать. Задраились, быстро прошли порог и вышли в Пильдозеро. Прямо перед входом в озеро по левому берегу Сева увидел, что там стоят наши вчерашние знакомые на катамаране.

Пильдозеро очень красивое, вокруг растет множество водяных лилий, береговая линия сильно изрезана. Во вторую часть озера решили пройти через юго-западную протоку. По пути встали передохнуть на оборудованную стоянку, которая расположена недалеко от моста дороги на заброшенную деревню Пильдозеро. Стоянка большая, со столиком, баней, мостками, специальным стульчиком для рыбака и т.д. На столе мы обнаружили последний лист лоции по Воньге, где было про Белое море и Поньгому. Видимо, здесь и стояла та группа, которую забирал Геннадьев (водила из Энгозера) и они оставили ненужную теперь лоцию. Кроме того, они оставили много хлеба (уже испорченного) и кроссовки. Надо сказать, что оставленных вещей на маршруте множество, вот далеко неполный перечень того, что мы нашли по дороге: кроссовки разной степени изношенности (практически на каждой стоянке, обычно подвешены на ветки деревьев), тритоновская зеленая юбка (пропитка потрескалась), часы (рабочие), плеер (рабочий, но почти разряженный), носки в большом количестве, много оставленной еды (сухари, крупы, макаронные изделия) и т.д. Причем мы специально ничего не искали, все само лежит на видных местах.

Прошли под юго-западным мостом (места хватило, так что нам не пришлось вылезать из байдарок) и довольно быстро пересекли вторую часть Пильдозера. На сужении встали на оборудованную стоянку на правом берегу, где и перекусили. На этой стоянке, кстати, нашли зеленую юбку, но не стали ее забирать с собой, поскольку она была не очень новая и пропитка на ней вся потрескалась.

После перекуса отправились дальше и быстро дошли до протоки в Синдамозеро. В протоке имеется несколько перекатов (ступени порога Горбатого). Большинство из этих ступеней представляет хаотично разбросанные в русле реки камни. Поскольку течение было не сильное, всегда было время для того, чтобы изменить курс или вообще вернуться вверх по течению, все ступени прошли без затруднений. Пошустрее оказалась только последняя ступень, которая расположена немного выше раздвоения русла на два рукава: левый из них тупиковый. В него мы и зарулили по ошибке, но потом быстро сообразили и вернулись в правильный рукав.

На входе в Синдамозеро по левому берегу видели оборудованную стоянку, но поскольку впереди маячил большой пляж, мы сначала поплыли к нему, чтобы разведать, как там со стоянками. Стоянка там была, большая, оборудованная, с двумя! банями (но навесов не было, т.е. бани в этом году еще не использовали) и множеством табличек, развешенных на двух деревьях, которые росли рядом. Единственный недостаток этого места – мало дров, поскольку все, что горит, выбрано многочисленным группами.

На этой стоянке мы и остались ночевать. Как всегда купались, рыбачили, читали книжки, загорали. К вечеру мимо нас проплыл вчерашний катамаран с моторчиком и флагом, подом в нашу сторону зарулила большая группа (как потом оказалось та самая, на 8 байдарках), но увидев, что стоянка занята, они вернулись на предыдущую стоянку. Погода была отличная и мы хорошо провели время до 11 ночи, когда уже можно было залезть в палатку и полежать.

Шестой день (20.07.2014)

Этот день выдался солнечный, как и предыдущий и мы решили пройти Синдамозеро, посмотреть на «Дерево Дружбы», пройти Мурамозеро и остановиться где-нибудь в его конце, перед губой Домашняя.

Вышли несколько позднее, чем всегда, часов в 10 утра. Первым делом мы направили наши стопы к «Дереву Дружбы», что находится на длинном полуострове, отделяющем Синдамозеро от Мурамозера. Дерево стоит в начале тропы обноса, которая пересекает полуостров в самом узком месте. В следующем за нашей стоянкой заливчике видели стоянку наших знакомых на катамаране (с мотором и флагом).

Когда мы приближались к «Дереву Дружбы», нас догнал мужик на надувном каяке из вчерашней большой группы. За ним, несколько отставая шла еще пара байдарок. Они также шли к «Дереву Дружбы». Мы пристали к стоянке, посмотрели на Дерево и сфотографировались. В это время подтянулись остальные байдарки из большой группы. Оказалось, что это сборная группа, из разных мест. В частности, мужик на каяке оказался «почти наш земляк» из Казани. Суда у них тоже были разномастные. Кроме каяка был один или два каньона, пара варзуг и еще какие-то байдарки, сейчас уже не помню. Из всего этого флота резко выделялась заслуженная таймень-2 с брезентовой шкурой. Нос у таймени был замотан скотчем, фартук отсутствовал как класс. Не знаю, как это судно шло по волне, его должно было хорошенько заливать – может полиэтиленом кокпит закрывали, уж не знаю.

Насмотревшись на Дерево, мы отплыли. Отчалила и большая группа. Мужик на каяке поинтересовался, где мы собираемся останавливаться на ночевку. Они хотели встать где-то на острове (я думаю, что это т.н. «Остров Духов») и опасались, что мы опередим их и займем эту стоянку (как накануне). Я сказал, что мы пойдем до конца Мурамозере и встанем где-то перед губой Домашняя. Мужик недоверчиво покивал головой и, на всякий случай, нас обогнал.

Вдоль полуострова шли параллельно с группой, затем наши пути разделились: они пошли на остров, что примыкает к юго-западной оконечности полуострова, а мы пошли на восток, по Мурамозеру. Погода было тихая и солнечная.

Через некоторое время задул встречный ветер и мы встали передохнуть на правом (южном берегу) на стоянку, расположенную примерно напротив «Дерева Дружбы». Перекусили, немного отдохнули и двинулись дальше. По пути на правом берегу видели еще одну оборудованную стоянку, а потом увидели большой пляж прямо на восточной оконечности озера. Подплыв поближе, мы обнаружили там оборудованную стоянку и группу из трех мужиков на щуке и каяке, которые стояли борт к борту и покачивались на волнах прямо напротив стоянки. На щуке был подвесной моторчик.

Мы поинтересовались у мужиков, собираются ли они вставать на эту стоянку, или плывут дальше? Мужики ответили, что стоянка хорошая, они здесь только что пообедали и сейчас отправляются дальше и мы можем спокойно вставать на эту стоянку. Что мы, собственно, и сделали. Стоянка действительно была хорошая, с пляжем, оборудованная навесом и баней. Со стоянки открывался отличный вид на Мурамозеро.

К вечеру ветер стих, светило солнце и было очень тепло, на солнце прямо-таки жарко. Часов в 9 вечера мимо нас проплыл наш знакомый катамаран с моторчиком и флагом. Потом, уже ночью, мимо нас проплыла лодка с мотором, которая ушла в губу Домашняя и обратно не вернулась.

Седьмой день (21.07.2014)

В этот день вышли, как всегда в 9-30, погода была солнечная, на небе были небольшие облачка. Довольно быстро дошли до порога Поганьдом, после которого пошла череда перекатов. Было довольно мелко и мне часто приходилось вылезать и проводить байдарку. На порог Кошка вышли довольно неожиданно. Там струя уходит сначала к левому берегу, потом поворачивает к правому и далее следует двойной слив у разрушенного моста. Поскольку левая протока завалена, мы пошли в правую. Я, в связи с неповоротливостью нашей трешки, решил не уходить к левому берегу, а провести через гряду, чтобы сразу идти в правый слив. При этом я чуть не упустил весло, благо Света успела его зацепить своим веслом (после этого при проводке я весло всегда клал вдоль байдарки и придерживал рукой). Это происшествие меня несколько расстроило и я потерял бдительность. Подойдя к правому сливу я решил, что он чистый и пошел ровно посередине, слишком поздно заметив, что там под водой большой камень.

Времени среагировать уже не оставалось и мы прочно сели на этот камень ровно серединой байдарки. При попытке сняться нас развернуло бортом к струе, но мы задали крен от струи и сидели достаточно безопасно. Однако до бесконечности так сидеть было бесперспективно и я попытался как-нибудь спихнуть байду с камня. Сидя в байде снять ее с камня не удалось, поэтому мне пришлось вылезать со своего нагретого места. При вылезании я поскользнулся на камне и окунулся в воду с головой. Но было неглубоко и я быстро встал на ноги. Поток начал меня относить от байдарки, но Света вовремя протянула руку, я быстро схватился за нее и подтянулся к байдарке. В тот момент, когда я вывалился, байдарка зачерпнула воды и Света с Машей сидели в луже. Маша было начала пищать, но Света ей строго сказала сидеть тихо и держаться крепко.

После пары попыток я спихнул байду с камня, после чего залез в нее и мы поплыли к небольшому островку, чтобы вылить воду и посмотреть на целостность шкуры. Пока мы бултыхались на камне, Сева с Варей стояли выше по течению, держась за центральную опору, не зная чем нам помочь. Когда мы снялись, они быстро прошли слив и стали нам помогать разгружать байдарку. Сева заодно сплавал за гермой с нашей обувью, который бултыхался в улове ниже по течению (он лежал у нас на грузовом отсеке и был не закреплен, прижимал карту).

Осмотр шкуры показал, что мы получили одну небольшую пробоину в районе кильсона. Из остальных потерь: 1) намокла сумка с перекусом и часть аптечки, которая не была упакована в полиэтилен (сам перекус был упакован и остался сухим); 2) утонула 3-я часть карты; 3) подмокло описание маршрута и бумажный вариант карты; 4) искупался GPS-навигатор, после чего он начал барахлить, хотя у него герметичное исполнение и пролежал он в луже глубиной сантиметров десять не более 10 мин (то у него экран отпотевал, то джойстик не срабатывал) и последнее 5) у меня на очках потерялось правое стекло. Как это произошло, не понимаю, потому что обнаружил это, только когда мы высадились на островке. Наверное, оно уже плохо держалось до этого, и, когда я искупался стекло отвалилось. Это была самая большая потеря, поскольку смотреть через очки с одним стеклом еще хуже, чем без очков. Поэтому, в результате, Света дала мне свои очки, которые я одевал, когда мы сплавлялись. В остальное время я отдавал очки Свете обратно.

Мы переодели Марусю, чтобы ей было тепло, заклеили пробоину, и отправились дальше. В Светиных очках мне было лучше видно, поскольку они были сильнее, чем мои. После происшествия на Кошке я стал осмотрительнее, да и улучшившееся зрение сильно помогло, так что мы благополучно дошли до Гагаринского порога и прошли первую ступень. Вторую ступень мы решили осмотреть и пристали к правому берегу, где была стоянка и шла тропа осмотра. Там мы перекусили, осмотрели вторую ступень, после чего Света, Варя и Маша пошли по тропе к концу третьей ступени, а мы Севой (каждый на своей байдарке) сначала прошли вторую ступень (без происшествий), а затем и третью (я в середине ступни сел на камень, но быстро снялся и дальне прошел спокойно). В конце порога большая стоянка, на которой было огромное множество комаров (наверное, там накануне стояла большая группа), поэтому мы быстро загрузились и пошли дальше.

Немного времени спустя мы вышли на озеро Гагарино, где и встали на левом берегу, недалеко от того места, где раньше была деревня Гагарино. Место очень интересное: довольно высокий густо лес (прям как у нас на юге Нижегородской области), внизу – травка. Мы поставили лагерь, разложили на просушку подмокшие вещи, а Сева с Варей пошли смотреть деревню (но, кроме поляны, ничего не нашли), а также ягоды и грибы, Маша собирала палочки для костра.

На ужин мы сварили грибной суп, в основном из подосиновиков и подберезовиков. После ужина мы с Севой осмотрели байды и поставили на потертостях несколько заплаток. Света с Варей устроили фотосессию на фоне «родственных» березок. Вечером мимо нас прошел знакомый катамаран с мотором и флагом, а затем еще 3 ярких катамарана (этих ребят мы ни до, ни после больше не видели).

Восьмой день (22.07.2014)

Погода с утра была отличная, мы позавтракали, и вышли, как всегда около 9-30. В это день решили дойти до Чекозера, где и встать на ночевку. Довольно быстро дошли до порога Прямой, осмотрели (тропа осмотра по правому берегу) и прошли его вдвоем с Севой. Перед осмотром следующего порога Кривой мы переправились на левый берег, там, где заканчивается тропа обноса порога Прямой.

Осмотрели порог Кривой, он несколько посложнее Прямого, но скорость течения поменьше. Прошли с Севой Кривой, но не до самого конца, а зачалились прямо перед резким поворотом к правому берегу, где идет подводная гряда. Нам там не очень понравилось и мы решили немного провести байдарки вдоль левого берега, а затем идти к концу тропы осмотра. Так и сделали. Света, Варя и Маша уже нас ждали, мы загрузились (там ходить очень неудобно, на дне большие скользкие камни) и пошли дальше.

Прошли озеро Столбовое, затем подошли к порогу Горбатый. Тропа осмотра Горбатого идет по левому берегу, в начале тропы довольно большая оборудованная стоянка. Мы с Севой немного прошлись вдоль порога, там было довольно много спусков к реке, где стояли сигнальщики. Порог показался нам сложноватым и мы, дабы не искушать судьбу и протирать шкуры, решили его обнести.

Обнос делали в три ходки: сначала обнесли байдарки, затем оставшиеся вещи. Тропа обноса была сначала хорошая и ровная, но затем становится узкой, извилистой, идет вверх-вниз и корней много. В конце тропы старая заброшенная стоянка, на которой мы устроили перекус.

После перекуса спустили байды на воду, загрузились и пошли дальше. До озера Чек была пара небольших порожкев, которые прошли сходу. Выйдя на озеро, увидели наш знакомый катамаран с моторчиком и с флагом, который отчаливал от мыса, расположенного напротив Воньги, впадающей в озеро. На мысу оказалась стоянка, на которую мы и встали. Народ с катамарана тут устраивал обед, от них осталась пустая бутылка из-под бензина. Место хорошее, но везде довольно значительный наклон. Мы нашли место для стоянки практически на верху стоянки, внизу была еще площадка с костровищем, мы там положили байдарки.

На стоянке довольно удобный заход в воду: песок с камнями, но дальше на дне ил. Вода была теплой и мы с удовольствием искупались. После ужина Сева пошел удить рыбу, дети увязались за ним, а мы со Светой читали, наслаждались хорошей погодой и вообще, бездельничали. Вечером по озеру прошла группа из трех байдарок, но они прошли довольно далеко и мы их как следует не разглядели.

Девятый день (23.07.2014)

В этот день наметили пройти порог Чек и обнести Собачий. Погода в этот день была хорошей, мы снялись, как обычно в 9-30 и быстро дошли до порога Чек. Причалили к левому берегу, высадили Свету и детей и Мы с Севой пошли смотреть порог. Порог, как нам показалось, соответствует своей 3 категории и мы решили его не ходить, а провести вдоль левого берега, по крайней мере, большую часть. Так и сделали. Провели порог довольно быстро, минут за 30, прошли на веслах только выходную шиверу. Посадили наших, пошли дальше.

Где-то в конце озера Медвежье по правому берегу видели на высокой стоянке вчерашнюю группу, которая еще спала. Там на берегу был маленький мальчик лет 4-5 и его мама, остальных не было видно. Прошли Медвежье, протоку между озером Медвежьим и Собачьим, и пристали к тропе обноса порога Собачий. Тропа обноса широкая и удобная.

Обносились, как и раньше, в три ходки. Дети во время обноса собрали довольно много подосиновиков, которые мы потом сварили на ужин. В конце обноса небольшая поляна, довольно сырая, водятся комары. Поэтому оставили основные вещи на поляне у воды и вернулись немного по тропе обратно, где есть удобная полянка, на которой устроили перекус. После перекуса пошли смотреть на водопад.

Водопад красивый, походили там, посидели на камушках, после чего устроили там фотосессию. Потом вернулись к нашим вещам, спустили байды на воду и отправились дальше. Прошли Уманьгозеро, решили здесь не вставать, а дойти до озера Вяккер и там встать на ночевку. На Вяккере встали на большой высокой стоянке, расположенной на правом берегу; внизу у тропы, ведущей на стоянку, небольшой родник (вода течет довольно слабо, при попытке набрать воду родник легко замутняется, поэтому мы воду набирали в озере). Чуть ниже по течению на берегу озера баня, а затем памятная табличка на большом камне.

На стоянке дети пошли прочесывать окрестности, нашли черники и еще грибов и мы на ужин устроили мощный грибной суп. Ягоды же ссыпали в большую миску, засыпали сахаром, закрыли крышкой и Сева ее хорошенечко взболтал. Получилась «черника протертая с сахаром», которая пользовалась большим успехом. Вечером мимо нас проплыла группа на трех байдарках, которую мы видели утром, но мы их опять не разглядели как следует, поскольку наша стоянка была высокая и обзор закрыт деревьями.

Десятый день (24.07.2014)

Поскольку мы уже приближались к окончанию маршрута по Воньге, а у нас было еще пять дней, решили вперед не спешить. Но погода была хорошая, поэтому стоять на месте не хотелось, в результате чего приняли решение пройти порог Вяккер и встать где-то перед порогом Ассу, чтобы не пришлось пилить до самого Белого моря.

Согласно лоции Вяккер имеет 4 к.с., поэтому мы его не стали даже смотреть, а обнесли по правому берегу. Пристали к берегу сразу перед остатками плотины. С этого места он сложным не кажется, но, судя по всему, сложности начинаются позже. Тропа обноса довольно длинная, постепенно ухудшается. В самом конце тропа спускается во влажный овраг, после чего крутой подъем вверх и – открывается вид на Воньгу в самом конце порогу. Прямо перед оврагом от тропы отходит тропа налево, которая выходит к стоянке прямо напротив самого сложного места на Вяккере. Стоянка несколько заброшена и завалена деревьями. На противоположном берегу на камне памятная табличка.

В это раз переносили вещи небольшими (по 300-400 метров) перебежками. Получилось легче, поскольку пока несешь туда, устаешь еще не очень сильно, поэтому небольшой передышки на пути обратно оказывается достаточно. В конце Вяккера по правому берега две стоянки и на левом – еще одна. Нам больше всего понравилась самая первая по правому берегу, поскольку она сильнее всего продувается (после обноса за нами увязались комары) и с нее открывается хороший вид на реку.

Разбили бивак, а для перекуса переместились вниз на плиты, что у самой воды. Там светило солнце, текла водичка и совсем не было комаров. Через некоторое время к нам подошла вчерашняя группа на трех байдарках (украинский «Нэрис»). Оказалось, что группа – семейная, земляки из Нижнего Новгорода. Они решили частично пройти, частично провести Вяккер, мальчик с мамой обходили порог по левому берегу. У ребят была небольшая поломка у одной из байдарок, и они пристали на стоянку на противоположном берегу, для обеда и ремонта. Там они простояли часов до 11 вечера, после чего снялись и пошли дальше. Они хотели побыстрее выйти на Белое море, а потом – в Кузему и оттуда на поезд до Москвы или до Питера (билетов у них не было).

К вечеру мимо нас прошла большая группа (8 байдарок) на Ватерфлаях. Как мы ухнали на следующий день, это была коммерческая группа: они собираются в Кеми, после чего их довозят до Пайозера, откуда и начинается маршрут. Окончание маршрута – в Поньгоме. Далее их забрасывают обратно в Кемь, откуда они разъезжаются по домам.

Одиннадцатый день (25.07.2014)

В это день мы хотели пройти порог Ассу и встать где-то в районе деревни Воньга (если будет где). Иначе – идти порог Морской и остановиться перед Белым морем. Вышли, как обычно, в 9-30.

Быстро дошли до начала порога и сначала пристали к тропе к левому берегу. На правом берегу стояли рыбаки, которые сказали, что хорошая тропа идет вдоль правого берега и один из них вызвался проводить Свету и детей до моста. Эти рубаки оказались железнодорожниками из Кеми и предлагали, если нужно, остановить электричку прямо у моста. Мы переехали к правому берегу, высадили детей и Свету и стали готовить байдарки к проводке.

Мужик, который вызвался нас провожать, оказался очень дружелюбным и разговорчивым. По дороге он рассказал Свете много интересного: себе, о туристах, о рыбалке, о железной дороге и т.д. Обсудили также политическую ситуацию (он родом с Украины, там его мама живет). По пути они прошли мимо стоянки вчерашней коммерческой группы, откуда и узнали о них все. Ждали они нас чуть ниже железнодорожного моста.

Мы с Севой повели байдарки вдоль правого берега. Иногда было очень удобно вести – когда можно было идти по камням воль воды, тогда байдарку можно было вести корабликом, но потом начались места, где на берег выйти было нельзя и пришлось идти по колено, а где и по пояс в воде. Прошли на веслах уже только самую нижнюю часть порога. После моста пристали к берегу, посадили Свету и детей, попрощались с рыбаком и пошли дальше. Кому интересно, вот мобильный телефон нашего знакомого: Сабуров Сергей +7 9535443517.

До разрушенной плотины в деревне Воньга препятствий не было. Не было и стоянок. В деревне видели женщину, которая вешала белье, так что летом там кто-то живет. В плотине довольно мощный слив, который Сева пошел смотреть. Поскольку никакой тропы вдоль берега там не было, решили проходить полным составом, никого не высаживая (как и вплоть до самого Белого моря). Пока Сева осматривал слив, появилась вчерашняя коммерческая группа, возглавляемая девушкой-инструктором на зеленом то ли Каньоне, то ли Ватерфлае (я не разобрал). Они быстро прошли слив, мы пошли за ними. При прохождении слива надо идти несколько правее, поскольку посередине торчат остатки каких-то бревен.

После плотины и небольшого переката начинается спокойный участок Воньги, который тянется вплоть до порога Морской. На этом участке на берегу довольно много рыбацких ложок из дер. Воньга, по пути встретили моторку с рыбаками  еще перед порогом Морской еще одну. По пути стоянок не было совсем. Обогнали коммерческую группу, которая стояла на левом берегу на небольшом пятачке. У них был то ли перекус, то ли они воду набирали. Перед самим порогом Морской на небольшой стоянке на левом берегу увидели наших знакомых и Нижнего Новгорода. Они только что проснулись и позавтракали. Мы немножко пообщались, нам сказали, что шли они до 3 часов ночи и встали здесь, потому что сил больше не было (единственная нормальная стоянка после Вяккера в самом начале порога Ассу была занята коммерческой группой). Я cказал, что прилив будет около 17-30 и они решили поторопиться, чтобы с приливом выйти в Белое море.

Сразу после стоянки начинались первые ступени порога Морской. Тут же стояли сети и рыбаки на лодке их проверяли (как я понимаю, ловля на Воньге запрещена, сетями уж точно). Порог Морской оказался длинным, шкуродерным и нудным. Он все не хотел заканчиваться и мы, опасаясь, что стоянок больше не будет и мы выйдем на Белое море без пресной воды решили остановится, устроить перекус и набрать воды.

Через некоторое время мы нашли мало-мальски подходящее место (кучка камней), где перекусили и набрали воды во все пустые бутыли в две 10-литровые складные канистры. Во время перекуса мимо наш прошли наши знакомые коммерсы. Было невооруженным взглядом видно, насколько им было проще идти на надувастиках по этим шиверам. После перекуса мы двинулись дальше.

Часам к 5 вечера мы подошли к оборудованной стоянке на левом берегу, на которой стояли коммерсы. Они сказали, что ждут, пока ветер не стихнет, а потом пойдут в Белое море, поскольку торопятся: им завтра надо быть в Куземе (инструктор должна была через два дня вести очередную группу). Чуть ниже по левому берегу была еще одна стоянка: узкая тропка ведет наверх, где оборудованный очаг довольно большая площадка. Площадки также оказались еще выше на скалах. Практичеки сразу после того, как мы высадились мимо нас прошли нижегородца, которые направились в сторону Белого моря.

Мы решили пока потусоваться здесь, подождать пока освободиться та стоянка, а потом перебраться туда (там нам понравилось больше). А пока дети пошли собирать чернику, а мы со Светой пошли на самый верх и устроили фотоссесию. Наверху оказалось очень красиво: там скалы в виде ступенек, покрытые мягким мхом. Мы потом набрали немного этого мха для светиных поделок.

Где-то после семи вечера коммерческая группа снялась и мы быстро перебрались на их место. Правда, там мы с трудом нашли место для нашей палатки, но в результате нам удалось ее боле-менее уместить, после чего мы поужинали и начали валять дурака. Нижняя часть Воньги здесь попадает в зону действия приливов и мы наблюдали, как в отлив вода уходит. Маша сидела на камушке и смотрела на воду. Потом к ней присоединилась Варя и они хорошо проводили время.

Двенадцатый день (26.07.2014)

В это день мы хотели выйти в море с приливом, а поскольку утренний прилив был где-то в 6-30, мы решили выйти во время вечернего прилива, т.е. около семи часов вечера (как потом оказалось, прилива можно было и не ждать, отсюда устье Воньги проходимо и в отлив). Поэтому мы встали поздно, не раньше 11 часов, сготовили завтрак, помылись (пока есть пресная вода), после чего проводили время в ожидании прилива. Часов в 5 вечера решили, что уже можно выходить и где-то к 6 вечера вышли к острову Макаровский. Здесь дул довольно сильный встречный ветер, который гнал волну, поэтому мы решили постоять на острове, подождать, пока ветер стихнет.

Остров Макаровский плоский, порос сосновым лесом, в качестве подлеска – черничник и голубичник. Дети тут же пошли собирать ягоды, а мы со Светой обошли остров и сделали несколько фотографий. Начался отлив, мы нашли на берегу медузу, которая не успела уйти с отливом, а Сева нашел какой-то ископаемый предмет. Ветер все не утихал, мы приготовили ужин, съели чернику, протертую с сахаром, вытащили коврики и стали ждать погоды лежа.

Около 9 часов вечера к нашему острову пристал баркас с тремя рыбаками. Мы с Севой пошли познакомиться и разузнать как там чего. Это были рыбаки из Поньгомы, они оказались очень дружелюбными и разговорчивыми. У всех были длинные волосы и усы, они (волосы и усы) живописно развивались на ветру – этакие былинные поморы из патриотического фильма про освоение русского севера.

Рыбаки нам рассказали, что раньше в Поньгоме был рыбколхоз, довольно богатый, рыбачили и зимой (подледный лов) и летом, а сейчас выживает кто как может. Один из них, Виктор, обещал в случае плохой погоды забрать нас острова и забросить в Кузему. Он нам дал свой телефон (9214526189, 89114159207 – один его, другой его жены), сказал, чтобы звонили в любое время (вдоль железной дороги связь есть).

К этому времени ветер стих, но на горизонте появился грозовой фронт, который, правда, шел (как нам сначала показалось) мимо. Поэтому мы загрузились и отчалили. Не успели мы отойти от берега, как начали сверкать молнии и греметь гром, а минут через 5 пошел дождь, который начал усиливаться. Небо заволокло тучами, задул ветер и мы быстро пристали обратно к острову (правда, в другое место). Срочно выгрузились, поставили палатку и затащили туда вещи. Ничего из вещей не намокло, кроме наших дождевиков. На улице гремел гром, сверкали молнии и лил дождь. Нам ничего не оставалось, как лечь спать и надеяться на хорошую погоду на следующий день.

Тринадцатый день (27.07.2014)

Поскольку палатка стояла на мягкой и пружинистой почве, типа торфа, спать было очень удобно и комфортно. Под утро дождь перестал и мы встали часов в 7 утра. Дрова пришлось поискать, а поскольку все было мокрое, костер сначала горел довольно слабо. Но через некоторое время земля и дрова прогрелись и мы к 10 утра были готовы выходить. Погода была хорошая, светило солнце, дул ветер, но не сильный, волны умеренные.

Загружались во время отлива, поэтому сначала перетащили вещи на скальный выступ, потом спустили байдарки, а потом быстро их загрузили (чтобы не таскать груженые байды до воды). Чтобы мне легко было надевать юбку я вытащил герму со спальниками из грузового отсека и принайтовил сверху. Парусность возросла, зато я мог засовывать ноги под фартук и легко одевать юбку (поскольку предстоял довольно длинный переход по морю и погода могла измениться).

Вышли около 10 утра. Сначала взяли курс на мыс Медвежий Наволок, потом, когда приблизились, сменили курс на мыс Качнаволок. Дул встречный ветер, волна была невысокой, так что нас не заливало даже без юбок.

Пройдя Качнаволок, повернули на юг и стали двигаться в сторону Солодушных Луд. Волны и ветер стали боковыми, поэтому мы старались прикрываться островами. Здесь было множество островов, которые на карте не отмечены, причем определить, где мы находимся, было довольно сложно. Старались идти параллельными курсами, но Сева с Варей время от времени уходили вперед, а потом дожидались, когда мы их догоним.

Вода в Белом море прозрачная, соленая, просто рассол какой-то. На руках после воды остается соль, ладони становятся липкими. Между островами во многих местах было мелко (к тому же было время отлива), на дне росло множество красивых водорослей. По дну ползали морские звезды, мы парочку достали и положил на фартук байдарки, чтобы получше их рассмотреть. Дальше по пути встретили тюленя, он плыл курсом, пересекающим наш, и ничего не замечал, пока практически не уперся в Севу с Варей. Сева показал на него и громко спросил «А это еще кто?». После этого тюлень фыркнул, нырнул и больше не показывался. Сева после этого интересовался: не агрессивные ли эти тюлени, не опасные ли они? А то, когда такая тушка будет байдарку пинать, то мало не покажется. Но я заверил его, что тюлени агрессивностью не отличаются, и я никогда не слышал, чтобы они на кого-нибудь нападали, кроме рыбы. Сева несколько успокоился, но не до конца (как мне показалось).

Пройдя Солодушные Луды мы взяли курс (как нам показалось) на мыс Безымянный Навалок. На самом деле, как это выяснилось позднее, мы пошли южнее, в сторону Пежеострова. Шли довольно долго, около часа. Дойдя до мыса, который на самом деле оказался островом, расположенным несколько юго-восточнее Пежеострова, мы причалили и вылезли размяться.

Мы с Севой зашли на самую высокую точку, попытались сориентироваться, но у нас это плохо получилось: все берега и острова низкие, сливаются в сплошную линию. У навигатора, как я уже писал, запотел экран, так что почт ничего не было видно. Кроме того, карта Белого моря этой местности слабо отражала подробности: были показаны только самые крупные острова и заливы, а координаты места на экране не было видно.

Передохнув, сели в байды и пошли дальше. Решили обойти мыс слева и дальше сориентироваться. За мысом ветер и волны усилились, и я тоже одел юбку (остальные надели юбки еще раньше). Что-то подсказало мне, что на юг дальше идти не надо, а надо поворачивать на запад. Там мы дошли до бухты, в которой были два рыбака (мужчина и женщина) на надувной моторке. Сева с Варей сразу направились к ним, чтобы узнать где мы и куда нам дальше плыть. Мы пошли за ними. Рыбаки оказались отдыхающими, которые проводили свой отпуск в Поньгоме и ходили на море рыбачить. Они не могли показать на корте, где мы находимся, но показали, куда надо плыть, чтобы попасть в Поньгому. Оказалось, что мы уже проплыли Куземскую губу и находимся за Пежеостровом.

Мы последовали указаниям и быстро дошли до Пежеострова, а затем пошли вдоль левого берега в поисках стоянки. Таковая открылась практически сразу после пролива между Пежеостровом и материком: удобная песчаная бухта с местами для палаток внизу и костровищем и большим столом наверху. Место было превосходное и мы его сразу заняли. Впервые за весь поход не пришлось пристраивать палатку: место было ровное и большое. Стол наверху оказался просто гигантским: сделан из толстых досок (сороковка, по-моему, или больше) на здоровых ногах, скамейка больше напоминает нары для людоеда. Устроили здесь перекус, после чего мы со Светой пошли ставить палатку и разбирать вещи, а Сева с Варей отправились в деревню на разведку в магазин.

Когда они через час с небольшим вернулись, мы уже все сделали и сидели на берегу моря, наслаждались солнышком и свежим ветерком. Сева с Варей принесли всяких вкусняшек и мы тут же на берегу устроили небольшой перекус. Сева рассказал, что в Поньгоме он встретил нашего знакомого Виктора и они договорились, что он нас завтра в 5 часов заберет от места, где раньше у них была пристань. Потом оказалось, что они говорили о разных 5 часов: Сева говорил о вечере, а Виктор решил, что утром (через Кузему утром идет несколько московских поездов). Кроме того, Сева сказал, что на Шаньгоострове, что напротив Поньгомы стоит много народу, даже есть товарищи с пляжными зонтиками. Так что мы порадовались, что мы встали здесь, где народу нет, место отличное и дрова есть, а не пошли туда.

Вечером мимо нас в сторону моря проплыли два мужика на Щуке, Сева сказал, что он их видел в магазине, они там покупали продукты и много воды. К ночи ветер принес тучи пошел дождь. Под шум дождя спалось очень сладко, тем более, что вставать завтра рано не надо.

Четырнадцатый день (28.07.2014)

Дождь прекратился где-то часов в 4-5 утра. Мы встали часов в 10, позавтракали, а потом стали заниматься кто чем хочет. Маруся пошла на пляж лепить куличики, мы со Светой гуляли по берегу и обнаружили, что в расщелинах каменных лбов на берегу есть пресная вода, и имеются даже довольно большие лужи, так что мы решили помыться, перед тем как садиться в поезд.

Где-то около двух часов начали собираться, чтобы выходить в Поньгому. В это время увидели, что напротив нас в море плавает что-то крупное. По цвету и размерам решили, что это белуха.

Быстро собрались и вышли. Ходу до старой пристани оказалось минут 20. Высадились, вытащили вещи и начали собираться. Часа в 4 я позвонил Виктору сказать, что мы собираемся и он может нас забирать в 5 часов, как договаривались. Он удивился, поскольку решил, что мы уже уехали рано утром (как я писал выше, он думал, что мы собирались выходить в Поньгому в 5 утра), но обещал нас забрать.

К назначенному времени подкатил Виктор на своей буханке, мы загрузились и поехали. Света с Машей сели впереди, в кабину, а мы с Севой и Варей залезли в фургон и сели на наши вещи. Виктор заранее предупредил, что когда мы выедем наверх, он отключит передний мост, поскольку дорога тут идет круто в гору. Дорога была узкая, постоянно задевали бортами за ветки деревьев. Когда выехали наверх, Виктор остановился и полез ковыряться в машине. Через некоторое время поехали дальше, но недалеко, поскольку у него перегорел какой-то предохранитель системы зажигания и он его заменял проволочкой. Через некоторое время поехали, теперь уже всерьез.

Проехали Поньгому, видели там несколько домов, которые используются как дачи. Видели одноименную речку, с моста она казалось сплошной россыпью камней. Дорога сначала была плохой, но через некоторое время улучшилась и мы полетели со скоростью километров аж 30 в час.

Где-то к полшестого мы были уже в Куземе на станции. Выгрузили вещи, попрощались Виктором (он нас зазывал приезжать, погостить). Я кроме договоренной суммы (1000 руб., это существенно дешевле, чем берет местный перевозчик – 300 или 350 руб. за человека, поэтому Виктор просил никому из местных не говорить) отдал ему наш кусок полиэтилена (6 на 6 метров), который мы взяли для бани, но так и не использовали из-за теплой и солнечной погоды. Виктор, мне кажется, был доволен (всяко больше, чем деньгам).

Виктор уехал, а мы пошли смотреть станцию. С нашей стороны там был навес, где сидела молодая парочка, явно туристы-водники. Они нам сказали, что если мы хотим чего-нибудь купить, то нам надо спешить, так как магазин работает до 6 вечера. Сева с Варей быстро побежали в магазин, чтобы купить хлеба, колбасы и воды и минут через 20 вернулись с желаемым. Мы закинули вещи под навес рядом с залом ожидания, поскольку на улице было хорошо, а в зале душновато.

Пока ждали нашего поезда, поболтали с туристской парой. Они ходили по Куземе, сказали, что воды было достаточно, жаловались на обилие комаров и мошки. Они сплавлялись на Каньоне – двойке, говорили, что по сравнению с Тайменью осадка гораздо меньше, опрокинуть лодку достаточно сложно, пороги, в общем, проходить гораздо проще, но места мало.

Дети пошли на вокзал читать книжки, рисовать и играть в Добль (игра такая с карточками). Я походил, посмотрел объявления, оказалось, что в Куземе билеты в кассе не продают еще с 2013 года (оптимизация и сюда добралась!) и написано, что кто хочет, может купить билеты через интернет или ехать в Кемь.

Часов в 11 вечера мы узнали, что наш поезд подадут на вторую платформу (которая дальше от вокзала), а перед этим проход к ней перекроют товарняком. Поэтому мы где-то в полдвенадцатого перешли на вторую платформу и заняли стратегическую позицию. При переходе на платформу мы отработали режим Ansatz – передвижения смысл которого – тащить все наши вещи в один присест. Поскольку все продукты мы съели, это нам удалось, что сильно нас обрадовало, поскольку поезд Мурманск-Анапа стоит в Куземе 2 минуты и бегать вдоль состава два раза времени нет.

Пока стояли в ожидании поезда, на платформу подошли еще несколько человек, которые явно собирались ехать отдыхать на юг. Часть из них была в соседний с нами вагон, и, поскольку, они встали рядом с нами, мы решили, что стоим в нужном месте. Где-то в полночь пошел слабый дождик, мы надели непромоканцы и набросили на вещи полиэтилен. Наш поезд пришел вовремя (00-35), проводница, к нашему великому удивлению, нас уже ждала и сразу открыла дверь в вагон. Мы быстро закинули вещи и завалились спать.

Путь домой

Всю ночь и следующий день провели в поезде. В этот раз нам повезло: у нас открывалось окно, поэтому было не очень душно и дорога оказалась сносной. В вагоне мы были первыми туристами, но в Кеми загрузилась большая группа (или даже две), которые долго гремели вещами, потом укладывались (они были с детьми). Парочка из них спать не хотела, а заняла свободную боковушку и пила пиво за неспешной беседой. Из-за них мне все не получалось уснуть: все-таки сказывалось нервное возбуждение.

В Беломорске (это было где-то в 2-3 часа ночи) в вагон сел еще народ, в частности бабушка крупных форм с маленькой внучкой, которая согнала туристскую братию и начала их ругать, что они заняли чужие места и» сидят тут пиво пьют!» Туристы были мирные, один сразу пошел спать, а второй вызвался ей помогать вещи распихивать по вагону (вещей было много, а места – мало, поскольку все турье заняли). Она смягчилась и они принялись болтать за жисть (опять спать не давали).

Где-то в 9-30 приехали в Петрозаводск. Мы вышли на платформу, где опять встретились с Катей и ее семьей. Мы немного поболтали, после чего поехали дальше. В Свири купили копченой рыбы, пирожков и перекусили. Вылезали еще в Питере и Бологом, где вышла часть туристов.

В Москву прибыли по расписанию: в 2-12 (30 июля). Выгрузились, вышли ко входу в Курский вокзал. Наш водитель Леха (с замененным карданом) уже петлял по Москве в поисках Курского вокзала, но навигатор такого пункта не знал – он хотел знать точный адрес. Мы узнали адрес у таксиста и где-то к 3 часам утра мы уже были на пути домой. Пробок в Москве практически не было, ехали быстро, остановились немного перекусить только где-то после Рязани. Через 9 часов езды - в 11 часов дня были дома. На этом наш поход закончился.

 

                                                                                Алексей Пикулев

                                                                                Август 2014 года