Поход по системе озер Вуокса

с 15 по 26 июля 2013 года

Вуокса для меня несколько больше, чем просто большое озеро. На берегу залива Рыбачий (около Кузнечного) я провел немало времени, лазая с приятелями из «Корабелки» по «малым скалам». Мы знали, что Вуокса не только в Кузнечном, но и в Приозерске и в Лосево, и в Светогорске, Каменногорске и еще много где. Позднее мы перешли на «большие скалы», что на оз. Ястребиное, но Вуокса продолжала привлекать к себе разветвленностью, красотой и присущей ей вездесущностью. Так что, перефразируя слова старого кота из известного мультфильма, можно сказать: «Вуокса ...! Сколько всего здесь было ...! Здесь прошла моя молодость ...».

Так что при обсуждении возможных вариантов похода на 2013 год, одной из первых мыслей, которая пришла в голову, была Вуокса.

Был определен предварительный маршрут похода: оз. Отрадное – р. Пионерка – оз. Комсомольское – Вуокса – Беличья протока – приозерский плес (так я буду называть Вуоксу в районе г. Приозерска) – пос. Горы – Мельниково – оз. Любимовское – финская канавка (протока из оз. Верхнее Любимовское в оз. Тростниковое) или Тиверские волоки (после выхода из Любимовских озер обратно в Вуоксу) – оз. Балахановское – Вуокса-Вирта – пос. Лосево.

Реализованный маршрут показан на фото.

Сроки похода: с 15 по 26 июля 2013 года. Пройденное расстояние (по навигатору) – 170 км.

В походе участвовали три экипажа:

1) Варзуга-3: Алексей, Света и Маша Пикулевы;

2) Варзуга-2: Сева Смыслов, Варя Пикулева;

3) Таймень-2: Алексей и Галя Степановы и их собака Нюша (Энжель).

День первый (15 июля)

Добирались до Питера двумя группами: наша семья поехала поездом «Волга» Нижний Новгород – СПб, а Степановы – на своей машине (они и везли все продукты и, вдобавок, нашу палатку). До Нижнего нас довез верный Леха на своей газели-фермере. В Питере около Московского вокзала нас уже поджидал Дмитрий (водитель) на микроавтобусе, мы быстро загрузились и поехали подбирать Степановых, которые должны были поставить машину на охраняемую стоянку. Не обошлось без «маленькой неприятности»: после того, как в микроавтобус загрузили таймень-2 и часть продуктов, задняя рессора прогнулась и Дмитрий заявил, что, мол, разгружайте, а то до места не доедем. Пришлось забирать машину со стоянки (благо это было рядом), загружать в нее обратно вещи и ехать до оз. Отрадное на двух машинах. Дмитрий обещал пристроить машину Степановых на стоянку на турбазе около Лосево (где он сам сейчас с семьей отдыхал) и присмотреть за ней до ближайшей пятницы.

Доехали до оз. Отрадное к 13-30. Остановились на лугу несколько южнее устья р. Пионерки. Там хороший спуск к воде и мелководная заводь, отделенная от озера зарослями камыша. Дмитрий поехал с Алексеем и Галей Степановыми в Лосево – парковать машину, а мы с Севой принялись собирать байдарки.

Где-то к 3 часам дня Дмитрий и Степановы вернулись, сказали, что машину оставили, посмотрели на место, где мы будем завершать поход, после чего были собраны байдарки и приготовлен обед.

После обеда мы собрались и встали на весла. Наша цель на этот день была – найти приличное место на берегу озера для ночевки. Если таковое не найдется, то мы собирались посмотреть также места на островах Барсуковый и Тройной.

Выйдя на большую воду, мы обнаружили, что на озере дует устойчивый встречный ветер и довольно большая волна. Так что мы на ходу надели фартуки (кроме Таймени, у которой фартука не было, но у нее хотя бы фальшборт высокий, не то, что у Варзуги). Шли несколько ближе к южному берегу, но поскольку там ничего обещающего не было, решили сначала посмотреть мыс Краснопольский и далее – остров Барсуковый. Мыс оказался застроен дачами и мы направились к острову.

Берега острова Барсуковый сложены крупными валунами, западная часть острова довольно высокая; остров порос смешанным лесом. Прямо на западной оконечности острова, в просвете между зарослями тростника обнаружилась стоянка, которая сначала показалась мне достаточно мрачной и неровной. Поэтому мы прошли еще около 2 километров вдоль южного берега острова, но ничего более приличного, чем первая стоянка, не нашли. Так как народ уже устал грести против ветра и волн, развернулись и по ветру быстро дошли до места. В лучах вечернего солнца стоянка показалась вполне приличной (немалую роль сыграла и наша усталость) и мы быстро разбили лагерь. Рядом с нашим лагерем стояло дерево, в которое наполовину врос висячий замок, оставленный каким-то рыбаком.

После ужина искупались: вода оказалось довольно теплой. К полуночи ветер сменился на северо-западный (и устойчиво дул с этого направления весь наш поход), так что наша ночь прошла под звуки убаюкивающего прибоя. Комаров не было совсем, было тепло и мы просидели у костра за полночь. Света вообще сказала, что это – ее личный рай.

День второй (16 июля)

С утра погода было отличная, с озера дул устойчивый ветер, но волна была умеренная, даже несколько ниже, чем накануне. Вышли около 10 утра, прошли мыс Краснопольский и направились, срезая путь, к предполагаемому устью Пионерки. Но тут набежала большая туча, задул сильный ветер и полил ливень. Берега скрылись за пеленой дождя и стало очччень неуютно.

Мы быстро поставили байды против ветра и увеличившихся волн, и надели непромокаемые костюмы. Ливень продолжался не больше 10 минут, после чего сменился небольшим дождем. Как только ветер несколько поутих, мы повернули байды к южному берегу, чтобы идти под его прикрытием. Идя вдоль берега, наткнулись на понтон, который используют для спуска лодок на воду. Вылезли, несколько размяли ноги и пошли дальше. Через некоторое время на берегу показались дачи: некоторые из них были очень нехилые, трехэтажные, с большими каменными заборами, длинными мостками для спуска к воде, на которых расположены беседки и бани (берег зарос тростником и несколько заболочен).

Прошли Цветково, а затем и поляну, на которой накануне собирались. Через некоторое время в тростнике появился неширокий (метра три) проход, в который мы и направились. Дождь к этому времени совсем прекратился, начали появляться просветы. Прошли ж/д мост, на берегах Пионерки начали попадаться рыбаки. Один из них нам сказал, что ниже плотины вся река завалена упавшими деревьями и мы там не пройдем. Мы не обратили на его слова никакого внимания и пошли дальше.

До плотины у Мельничных ручьев никаких препятствий на реке не встретили. Перед плотиной вылезли на левом берегу, походили, посмотрели окрестности. Плотину можно обнести как по левому, так и по правому берегу, но основная тропа обноса идет по правому, где мы и обнеслись.

Река ниже плотины течет более живо, в русле водоросли, попадалось довольно много поваленных деревьев, в основном сосны, но серьезных препятствий не было. По пути догнали и потом обогнали группу на двух тайменях – трешках – четверо взрослых (может один из них был подростком, точно не помню) и трое детей. Несколько позднее встретили группу толстых уток, вполне домашнего вида, которые сидели на бревне и нас совсем не испугались. За поворотом показались остатки разрушенной дамбы, которую мы прошли сходу и на левом берегу, немного в глубине – дом, т.е. толстые утки были домашними, поэтому и людей не боялись.

Где-то к 16-00 мы подошли к устью Пионерки. Впереди, в просвете между тростниками, показалось озеро Комсомольское. Нас несколько удивило, что Сева с Варей, которые шли впереди, не выходят на озеро, а стоят в протоке. Когда мы подошли к ним, стало ясно, почему. На озере дул сильный северо-западный ветер и шла большая волна, так что даже в зарослях тростника волнение хорошо ощущалось.

Но делать нечего: двигаться куда-то надо. Решили попробовать пройти вдоль берега в направлении к Маслово против ветра и поискать стоянку. Двигаться было очень трудно, байды почти стояли на месте, кроме того, можно было идти только под небольшим углом к волне, иначе начинало захлестывать. К счастью, недалеко от устья Пионерки оказалась стоянка, которая, при внимательном изучении, состояла из двух: поближе к берегу и несколько дальше. Решили встать на дальнюю, поскольку она нам больше приглянулась. Там еще был вкопан в землю идол, который очень понравился Маше, она даже нарисовала ему улыбку. Кругом были сосны, малина, вдоль берега шла тропа к другим оборудованным местам, но наше оказалось самым лучшим. Ветер продолжал дуть и гнать волну, так что воду приходилось набирать «в прибое».

На стоянке Алексей Степанов обнаружил в байдарке Таймень-2 небольшую пробоину, которая образовалась из-за торчащего винта крепления шпангоута и заклеил ее.

Погуляв вдоль берега, мы поняли, что подъезда к этому месту нет, а есть малохоженая тропа, которая идет на восток, в направлении Мельничных ручьев.

В это день тоже долго сидели у костра, поскольку погода была хорошая, комаров не было и белые ночи еще не закончились.

День третий (17 июля)

За ночь ветер немного утих и мы решили сниматься и двигаться к устью реки Веселой. Вышли около 10 утра, может несколько позже. Пересекли озеро по острым углом и пошли вдоль западного берега озера. Через некоторое время увидели хороший выход и пристали, чтобы несколько размяться. В этом месте есть подъезд, на берегу стояло несколько палаток, но народу не было видно.

На озере постоянно дул встречный ветер, который иногда резко усиливался и разгонял большую волну. Хорошо, что эти периоды не продолжались долго, иначе наше движение было бы невозможным. Где-то к часу дня дошли до Маслово, вышли постоять на берегу рядом с устьем Веселой, где местные спускают лодки.

Вошли в Веселую, по берегам показались красивые дачи с ухоженными участками. Река Веселая оказалась более полноводная, чем Пионерка, по берегам березы, в русле было много поваленных берез, часть из которых лежали поперек и их приходилось брать «с разбегу», если они были притоплены или перелезать. Таких завалов было довольно много, и хотя обносов не было, мы несколько приустали перетаскивать байды через многочисленные упавшие стволы. Поэтому в какой-то момент я потерял бдительность и, поскользнувшись на бревне, свалился за борт. В результате – купание в одежде и потянутая мышца на правой ступне (вечером я ее перебинтовал эластичным бинтом и она довольно быстро прошла).

Уже недалеко от устья встретили четырех мужиков, которые тащили 4-х весельную «Пелу» вверх по течению. Они сказали, что до плотины всего несколько поворотов, а там и Вуокса. Я посочувствовал мужикам, которым предстояло тащить эту тяжеленую лодку через все эти березы (мужики, правда, были молодыми и крепкими) и мы двинулись дальше. Перед плотиной прошли небольшую шиверу, после чего показалась плотина и мы пристали к правому берегу.

После осмотра Вуоксы-3 мы обнаружили небольшую пробоину, которая образовалась после преодоления одной из поваленных берез «с разгона» из-за сильно торчащего винта крепления кильсона. Пока делали обнос устроили перекус, во время которого мы с Алексеем Степановым заклеили пробоину. Здесь же встретили несколько человек, которые стояли на Вуоксе и ходили на дамбу «на экскурсию». Ихний главный мужик рассказал много чего интересного про Вуоксу, в частности, что вода сейчас стоит низко, поэтому финская канавка и тиверские волоки полностью обмелели. Также он сказал, что на приозерском плесе большинство стоянок загажены, советовал сходить в Любимовские озера (что мы и так хотели), а также зазывал сходить на Михалевское озеро. Правда, по его словам, река Козловка «спортивная», т.е. завалов там хватает. Кроме того он обещал нам пару-тройку обносов. Финской канавкой ходить он очень не советовал, напугав нас тем, что придется тащить байды по руслу 2-3 километра, причем там будет то мелко, то глубоко. А по берегу тащить не получится. Также он нам указал пару хороших мест для стоянки на Вуоксе в районе Васильево.

Около 19-00 спустили байды на воду и пошли дальше. После плотины скорость течения Веселой возросла, в русле камни и водоросли. Через несколько поворотов вышли на Вуоксу, повернули налево и встали на небольшом островке рядом с Васильево.

Как обычно, просидели у костра до часу ночи.

День четвертый (18 июля)

В это день с утра было солнечно, ветер был слабый и за завтраком мы наслаждались хорошей погодкой.

Вышли, как обычно, около 10-00 и направились в сторону Беличьей протоки. Вскорости у левого берега показалась часовня Андрея Первозванного, расположенная на небольшом островке. Погода была солнечная, по левому берегу были дачи, а по правому – красивые выходы гранита.

Километра через три показалась Беличья протока, в которую мы и направились. В протоке вода практически стоячая, течение ощущается только в узостях, в русле полно больших камней, которые под водой практически не виды, пока к ним вплотную не подойдешь. Поэтому шли не торопясь, внимательно вглядываясь в воду.

Через некоторое время подошли к дамбе, по которой раньше проходила дорога. Сейчас есть брод ниже дамбы, но дорога довольно заросшая, малоезженая. Дамбу обнесли по левому берегу. Берег в этом месте мрачный, таежный.

После дамбы препятствий не было. Постепенно русло расширилось, пошли разливы. У Быково сначала пошли не тем путем, зашли в узкий залив, но потом сообразили, повернули обратно и нашли нужную протоку. Сильно помогло наличие навигатора, иначе ориентироваться в этих плавнях достаточно сложно, даже имея генштабовскую 500-метровку.

Пройдя Быково, встали на острове и устроили перекус. Здесь уже начали появляться рыбаки на лодках, туристов-водников, кроме двух тайменей-3 на Пионерке, пока не встретили. Перед Беличьим на правом берегу видели несколько новеньких коттеджей в районе Шебенево.

Через некоторое время прошли Беличье и вышли на приозерский плес. Слева около берега заметили большой камень с крестом наверху. Ветер дул встречный, но не очень сильный, к тому же шли, прикрываясь берегом и островами. По пути осматривали острова, которых здесь множество, на предмет подходящих стоянок. Сначала стоянки были или заняты или сильно загажены, так что останавливаться там не хотелось. Прошли острова Лягушачий, Лиственный, Рыбный, Недоступный. На острове Недоступный видели то ли палатку, то ли тент в виде детского грибка, но гораздо больше. Мы назвали это сооружение «Пепелац». На острове Лепешка видели большую группу, много сушащихся вещей и палатки наверху.

Наконец нашли подходящее место на о. Скалистый. Спустится к воде можно по большому камню, полого спускающемуся к воде. Эти камни под водой обросли какой-то растительной слизью и поэтому очень скользкие. Немного выше идет ступенька, на которой можно поставить несколько палаток. Остров порос соснами, многие из которых повалены ураганом.

Пока мы устраивали лагерь, Маша нашла много больших камней, по которым было интересно лазить. После ужина мы тоже сходили по острову, нашли самую высокую точку, с которой открывался красивый вид, который, правда, был частично загорожен соснами.

В этот день около 9 часов вечера пошел дождь, который помешал посидеть нам у костра, так что мы отправились по палаткам раньше, чем обычно. Дети еще долго не спали: рисовали, читали книжки и болтали, благо светло.

День пятый (19 июля)

К утру дождь перестал, так что мы встали как обычно, позавтракали и встали на весло чуть позже 10-00. Нюша не хотела идти в байдарку и сидела на берегу в позе сфинкса. В этот день решили дойти до Мельниково, закупиться там хлебом и идти в Любимовские озера.

Шли недалеко от берега, прикрываясь от ветра и волн островами. Перед Быково встретили несколько групп, часть из них явно с байдарками, которые стояли на островах. Дойдя до Быково, встали на небольшом островке, где устроили фотоссесию. Немного передохнули и пошли дальше. У моста начало чувствоваться встречное течение, в некоторых местах довольно сильное.

Чуть выше моста у турбазы наткнулись на довольно сильный перекат, с обводным каналом справа (против течения). Леша с Галей Степановы решили взять перекат с разгона, но скорости байдарки было явно недостаточно и их резко сбросило струей. Сева с Варей тоже попробовали подняться вверх по основной протоке, но безуспешно. Мы со Светой даже не пытались это сделать, а завели нашу трешку в обводной канал, вылезли на берег и провели байду вверх по течению. Сева с Варей последовали за нами, а Алексей с Галей провели свою таймень вдоль левого берега по основной струе, что было неудобно из-за больших камней и сильного течения. Но в результате они справились и мы отправились дальше. По пути встретили коммерческую группу из трех байдарок, которые шли нам навстречу.

Примерно через час нам встретился еще один перекат. Основная струя шла вдоль правого берега (по ходу), а вдоль левого был небольшой слив, который почти не требовал проводки. Мы высадились на островке, который разделял протоки и устроили перекус. На острове было много малины и дети занялись ее сбором и поеданием.

После перекуса прошли перекат (провести нашу байду нам помог Сева, а Степановы выгребли своим ходом) и отправились дальше. По берегам начали попадаться дачи, а потом и целые коттеджные поселки. Практически все побережье Вуоксы вплоть до Мельниково застроено дачами, а еще не застроенное застраивается или готовится к застройке.

Где-то к 16-00 подошли к Мельниково, повернули направо и встали под мостом над протокой из Любимовских озер. Галя, Варя и Сева пошли в магазин, а мы с Алексеем Степановым пошли смотреть, как будем проводить байды. Нюшу, чтобы она не убежала, принайтовили к бетонному блоку. Вокруг наших байд в это время крутились три утенка, которые не хотели уплывать, ожидая от нас чего-нибудь вкусненького, и не слушались маму-утку, которая все время пыталась их увести за собой.

Оказалось, что под мостом вполне можно провести байдарки, поскольку вдоль правого берега (против течения) идет ступенька, по которой удобно пройти.

После того, как наши вернулись из магазина, так и сделали: женщин и детей отправили на бывшую пристань выше по течению и по очереди провели байдарки под мостом. После моста протока довольно быстро расширяется, берега заболочены, так что до оз. Синее встать негде. На озере Синее на левом берегу строится пара дач, там есть выход на берег, но он нам не приглянулся, так рядом стройка и шум.

Выйдя из озера мы быстро уткнулись в бывшую мельничную плотину, которую обнесли по левому берегу. Нюшка в это время сидела на берегу, в ожидании, когда ее в байду посадят.

Уже вечерело и мы устремились вперед в поисках подходящего места для ночевки. Пройдя протоку мы вышли на разлив, слева была заводь и высокий берег с пляжем, где стояло несколько групп. Мы пошли дальше и встретили мужика на заслуженной таймени с хорошенечко измятым каркасом, который сказал, что лучшее место для стоянки на озерах – это «Ежик», но до него около часа ходу. Мы уже настолько устали, что решили встать на любом походящем месте. Все стоянки были заняты и мы встали на небольшом вытянутом острове, на котором были вполне подходящие места для установки палаток. Главный минус выяснился немного позднее – вдоль всего острова проходила муравьиная тропа. Так что пришлось одевать носки и обуваться (обычно мы ходим в шлепках). Несладко пришлось только Нюше – она пыталась выкусывать муравьев, а они ее кусали в ответ.

Рядом с нашим островком была стоянка, на которой была группа из трех мужиков и одного подростка на двух тайменях-2, они нам сказали, что собираются выходить в Лосево через «финскую канавку». Ночью к ним подъехала машина с громкой музыкой, так что мужикам пришлось несладко.

Несмотря на муравьев, мы поужинали и просидели у костра до полуночи.

День шестой (20 июля)

Ночью пошел дождь и прекратился только к 8 утра. Мы встали и позавтракали. Небо было сумрачным, но дождя не было и мы снялись в поисках лучшего места, чтобы устроить дневку. Когда собирали байдарки, мимо нас прошли вчерашние мужички. Мы вышли минут на двадцать позже и пошли в сторону Маслово, осматривая берега.

Шли почти час, ничего приличного не попадалось, пока не дошли до каменистого острова, похожего на ежик. С другой стороны остров был подписан (для сомневающихся) «Ежик». Мы со Светой вылезли посмотреть на остров и решили, что место хорошее, надо вставать.

Остров представляет собой несколько скальных полок, на которых мы и расположились. На нижней оставили байдарки, на второй полке решили устроить костер и поставить стол, на третей – поставить палатки, а на четвертой – смотреть на красивые виды. С другой стороны острова оказалась еще одна стоянка, с большой площадкой под палатки, двумя оборудованными костровищами и печкой для бани, но наше место было интереснее.

Не успели мы поставить палатки, как пошел дождь, так что часть вещей сложили на второй полке и накрыли полиэтиленом, а сами залезли в палатки и завалились спать. Дождь прекратился примерно в 7 часов вечера, мы вылезли из палаток и, пока не лило, устроили перекус. Поскольку дождь не начинался, решили сготовить ужин. Как и накануне, просидели у костра до полуночи и пошли спать.

День седьмой (21 июля)

Ночью несколько раз занимался дождик, под утро тоже что-то с неба капало. Встали не рано, около 9 утра. По небу плыли тучи, но дождя не было. В этот день решили устроить дневку, поэтому народ занялся тем, чем хотел: Сева с Алексеем пошли удить рыбу, после чего Алексей занялся ее жаркой, народ просто сидел у костра и читал книжки, Варя делала зарисовки и читала Маше книжку. Маша с увлечением лазила по скалам, я сфотографировал Свету на самом высоком месте острова, а вечером был очень красивый закат!

День восьмой (22 июля)

В этот день с утра шел дождь и прекратился только к полудню. Поскольку идти под дождем не хотелось (благо сроки еще не поджимали), решили напечь блинов и подождать погоду. Погода действительно улучшилась, так что около 16-00 снялись и пошли вниз, на Мельниково.

Довольно быстро дошли до плотины и обнесли ее за 20 минут. Весело прокатились под мостом в Мельниково (навигатор тут зафиксировал максимальную скорость 11,6 км/ч) и пристали к городскому пляжу. В Мельниково подкупили хлеба и пошли вверх в направлении тиверских волоков. В нескольких местах пришлось проводить байдарки против течения. Выше Мельниково по берегам множество дач, турбаз и гостевых домов.

Прошли устье Беличьей протоки и около 8-30 вечера встали на ночевку на одном из островов недалеко от устья реки Веселой. Вершина острова представляет собой довольно высокий двугорбый холм из гранита, с которого хорошо видна часовня (Андрея первозванного). Правда, кто-то развел костер между вершинами, и часть мха и травы выгорела, так что вторая вершина (дальняя) представляет собой черное, неаппетитное зрелище.

Вечером задул довольно сильный ветер, который всю ночь шумел в верхушках деревьев, давление явно менялось, поэтому этой ночью я спал не очень хорошо, все больше ворочался с боку на бок. Света тоже жаловалась, что ей плохо спалось.

День девятый (23 июля)

С утра погода была хорошая, поэтому в этот день решили пройти тиверские волоки и встать где-нибудь до Балахановского озера. Вышли около 10 часов утра. Светило солнышко и, в первый раз за весь поход, мы попытались позагорать. Вошли в правую протоку около о. Люблинский и довольно быстро подошли к мосту дороги Мельниково – Саперное. Здесь ранее на острове располагалось укрепленное поселение – Тиверск («Тиверский городок»).

Историческая справка: На месте Тиверска изначально (не позднее IXвека) на острове Тиури существовало карельское городище Тиурин-линна (город на водопаде). Поселение являлось столицей карельской родовой группировки тиврульцев, а затем – столицей удельного Тиверского княжества. Позднее этот район попал в область владений Новгорода и поселение стало русско-карельским, соответственно и название «Тиверский городок».

В XIII-XIV веках Тиверский городок представлял собою одну из лучших крепостей в регионе, стратегическая цель которой заключалась в том, чтобы задержать врага на подступах к крепости Корела (Приозерск). Шведы в первый раз уничтожили его в 1295 году когда шли походом на Корелу. В 1323 году вблизи Тиверского городка прошла установленная Ореховским мирным договором граница между Новгородом и Швецией. Один из пунктов договора запрещал шведам и новгородцам строительство крепостей по обе стороны границы.

В 1411 году шведы при очередном набеге на Новгородскую землю разрушили Тиверский городок, карельский князь Лугвень (в крещении Симеон, из династии гедиминовичей) в том же году отбил город обратно, после чего новгородские власти решили его не восстанавливать. Его укрепления уже не могли бы противостоять сильному противнику, вооружённому арбалетами и огнестрельным оружием.

Намного позже, вследствие сильного падения уровня воды в старом русле реки Вуоксы (после Тайпальской катастрофы 18 мая 1818 года), остров Тиури соединился с материком, а на месте восточного рукава реки образовалось сухое каменистое ложе. Поперёк городища была проложена почтовая дорога, а в стенах сделан пролом. Через западный рукав были сооружены два моста, опирающиеся на выступавший из воды гранитный гребень, и поставлена мельница, от которой сейчас остался только фундамент. Мельница прекратила работу после нового обмеления русла Вуоксы в 1857 году в результате взрывных работ в Лосевской протоке.

У моста мы поднялись наверх и выше по течению увидели памятный знак, установленный в 1988 году и плакат с описанием Тиверского городища. Основная часть городища находится ниже по течению. Мы осмотрели карельские жертвенные камни, и крест, выбитый на одном из них. Считается, что крест был выбит в порядке освящения языческого капища по православному обряду весной 1534 года, когда отец Илия из Новгородского архиерейского дома прибыл на Карельский перешеек с миссионерско-ревизионной целью.

На территории городища сохранились остатки южного вала и крепостной стены, сложенной из валунов.

Первый волок представлял собой проводку байдарок по мелкой протоке, пронести пришлось лишь последние несколько метров. Второй волок байдарки несли прямо по руслу, а третий – по тропе, которая идет рядом с основным руслом. Ранее здесь тоже текла вода, и текла мощным потоком, это видно по отвесным гранитным стенам старого русла. Раньше вся вода, которая теперь идет через лосевский порог, текла здесь.

Несколько заплутали с четвертым волоком, поскольку там, где по карте показана протока в озеро Балахановское, все заросло тростником. Тропа обноса идет несколько южнее. Оказалось, что это самый длинный обнос. Примерно на середине справа и слева от тропы две стоянки в березовом лесу.

На другой стороне тропы четвертого волока мы встретили знакомую группу на двух тайменях с Любимовских озер. Они прошли «финской канавкой», вышли в озеро Тростниковое, но никак не могли найти протоку в Балахановское озеро. Мы немного поболтали с ними, старший из них рассказал, что в «финской канавке» сначала воды практически нет, а затем «становится лучше». В общем, обнесли они около 300 метров, еще сколько-то провели, а остальное прошли на веслах. На всю канавку затратили полтора дня, насобирали грибов, ягод.

Мужики отчалили в поисках протоки, а мы решили здесь и заночевать. Встали на одну из стоянок, дети пошли купаться (благо заход в воду удобный), Сева с Алексеем ловили рыбу, остальные тоже искупались и нежились в лучиках нежаркого солнышка.

Вечером погода была хорошая, и мы просидели у костра до полуночи.

День десятый (24 июля)

Встали, как обычно, около 7-30, позавтракали. Поскольку идти нам оставалось немного, решили в этот день пройти Балахановское озеро и встать где-нибудь в районе Ромашек. Погода была облачная, дул довольно сильный, к счастью, попутный ветер.

Вышли около 10-00 обогнули мыс Черемуховый, на котором расположена охотобаза и стали искать проход в большое озеро. Оказалось, что протока проходит не совсем рядом с левым берегом (где охотобаза), а несколько правее, берега протоки поросли небольшими деревьями, так что со стороны кажется, что там сплошной берег.

Вышли на Балахановское озеро. Ветер там разогнал волну, но попутную, поэтому мы, как на крыльях, полетели на юг, в сторону моста через Вуоксу. По пути встретили вытянутый, но узкий остров со стоянкой. Стоять на нем, конечно, можно, но дрова нужно везти с собой и продувается он хорошо, что по прохладной погоде не есть здорово.

Быстро дошли до конца озера и начали петлять среди островов. Основное русло проходит справа, на некоторых камнях установлены вертикальные железные штыри, обозначающие фарватер. Вышли к мосту. Здесь ведутся мощные строительные работы, ездит и гремит всякая техника. Под мостом неширокий проход, вода практически не течет.

После моста ничего особо примечательного не заметили. На островах есть стоянки, но они нам не понравились. Ближе к Ромашкам по левому берегу (по ходу) ведется строительство дач и дачных поселков, всяких турбаз и гостевых домов с пляжами, стоянками для катеров и лодок и т.д.

Напротив Ромашек наткнулись на длинный полуостров, на котором много хороших стоянок, судя по всему, тут стоят плановые (коммерческие) группы. За полуостровом идет длинный остров Ловчий, на котором тоже есть пара стоянок. Стоянка есть и в заливе между островом и полуостровом, но она была занята, и мы решили встать на самом окончании полуострова (там была травка и ветер потише). Напротив расположен пляж, но самих Ромашек не видно.

Вечером на пляж приехали местные байкеры, они немного покатались, но нам не мешали. Мы поужинали и посидели у костра, благо погода способствовала.

День одиннадцатый (25 июля)

Оставалось нам до Лосево около 10 километров, но поскольку должны были нас забирать оттуда в 11 часов утра, и еще мы хотели посмотреть остатки финского ДОТа на пол. Мыс, поэтому мы с утра снялись и пошли по Вуоксе-Вирте до стрелки с финской частью Вуоксы.

Когда подошли к урочищу Красный Бор, стали смотреть стоянки по правому берегу (к левому берегу есть подъезды и хороших стоянок нет). На первом приличном месте собиралась группа байдарочников, далее у берега стоял парусный катамаран. Пошли дальше, дошли до стрелки Вуоксы-Вирты и финской Вуоксы. Здесь берег низкий, песчано-галечный, заросший тростником. Высадились на пляжике, чтобы размяться и осмотреть окрестности в поисках ДОТа. Довольно быстро вышли к стоянке, на которой была группа молодежи на машинах. Они нам сказали, что ДОТ совсем рядом, но там рыбаки устроили помойку.

Устроили экспедицию к развалинам ДОТа. Судя по всему, ДОТ был многоэтажным, с него просматривался противоположный берег Вуоксы. Полазили по крыше ДОТа, посмотрели на остатки арматуры и провалы. Весь нижний ярус превращен в помойку, как и сказали ребята со стоянки, так что мы туда не полезли, хотя там что-то вроде входа в ДОТ, по крайней мере, туда можно заглянуть. Рядом с ДОТом расположены лодочные сараи и какой-то лагерь, огороженный плетеной изгородью.

Историческая справка. Форт «No» - Нойсниеми (ныне Мыс). Руины форта линии Маннергейма "Нойсниеми" («Вяйнямёйнен»), построенного в 1920-е годы. ДОТ-миллионник, постройка такого обходилась в миллион финских марок. Имел 4 этажа. Нижние, подземные - жизнеобеспечение, включая питьевой родник, верхние, надземные - пулемётные и артиллерийские расчёты. Форт капонирного типа, по два пушечных или пулеметных каземата на фланг. Около форта имелось два пулемётных ДОТа фронтального огня (один севернее форта, другой западнее).Верх сооружения заливался каучуком для отражения рикошетом артиллерийских снарядов. Сохранилась узкоколейная железная дорога, входящая с тыла внутрь сооружения, но рельсы и шпалы - демонтированы. Для взятия такого ДОТа приходилось действовать минёрам, подползая и обкладывая взрывчаткой и, отползая, взрывать. И в уже образовавшиеся трещины, снова и снова закладывать разрушающий заряд, пока не образовывались достаточно большие разломы для свободного гранатометания внутрь сооружения.В этом ДОТе погибли 8 человек. Координаты: 60°40'9"N 29°54'11"E.

Осмотрев ДОТ, мы повернули обратно, и пошли к катамарану и к стоянке, где собиралась группа байдарочников. На катамаране возились двое, они нам сказали, что здесь сейчас детский лагерь (около 70 детей-подростков), но сам лагерь расположен в глубине и мы можем встать у берега. Но мы сначала решили посмотреть, снялась ли группа, которая собиралась. Действительно, группа ушла и на стоянке была только одна палатка, хозяев не было видно, поэтому мы решили остановиться здесь.

Несколько позднее появились хозяева палатки – семья с ребенком лет четырех, Маша с ним познакомилась. Мы искупались, вода была не очень холодная, так что можно было даже поплавать. Дети валандались довольно долго, особенно Маша.

В этот день встретили несколько байдарочных групп, одна из них была англоязычная, по крайней мере, часть группы. Все шли навстречу нам, с Лосево. Вечером к нам подошла группа подростков на четырехвесельных лодках. Они искали место для стоянки. Мы поболтали с их руководителем, веселым мужиком лет пятидесяти, который рассказал, что лодки они взяли на турбазе в Лосево, прошли волоки, Беличьей протокой вышли на приозерский плес и вернулись обратно через Горы – Мельниково. В общем, ребятам пришлось таскать свои лодки (а каждая килограммов 150 весит) по полной программе. Руководитель сказал, что они настолько умаялись, что решили в следующий раз ходить не с Лосево, а с Приозерска, чтобы вообще не выходить в финскую часть Вуоксы. Остановились эти ребята на ночлег немного дальше, около катамарана.

Около 9 часов вечера в пионерском лагере началась дискотека, которая продолжалась где-то до половины одиннадцатого, но музыка была не очень громкой, так что не очень мешала. Мы со Светой даже устроили небольшую дискотеку. Легли сегодня спать чуть пораньше, чем обычно, поскольку хотели встать пораньше.

День двенадцатый и последний (26 июля)

Встали около 6 утра. Первый раз за все время ночью небо было ясное и ветра не было, так что к утру лег туман и выпала роса. Восходящее солнце светило еле-еле, как сквозь дым. Палатки просушить не удалось, поэтому складывали их мокрыми, надеясь просушить их дома.

Вышли около 8 утра. Быстро дошли до стрелки Вуоксы-Вирты и Вуоксы и прошли мыс Песчаный. Правда песку там не наблюдается, а все заросло тростником и кустами. За мысом на левом берегу ведутся какие-то дорожные работы, у берега земснаряд и портовый кран.

Прошли несколько турбаз и подошли к сужению, после которого начинается Лосевский порог. Здесь пристали к левому берегу, собрали байдарки и рюкзаки, практически на тропе, которая идет вдоль берега. Территория относится к турбазе «Лосево», но никто нас не трогал и не гонял, наверное, они привыкли к туристам. Кстати там есть отдельно стоящий туалет типа сортир, который мы и воспользовались.

Машина Степановых оказалась на месте, все было в порядке. Наш водитель был в Лосево уже с прошлой ночи – возил какую-то свадьбу на рыбалку, так что мы быстро загрузились и поехали в Питер на Московский вокзал. Несмотря на пробки, на вокзале были около 13-30, так что у нас осталось достаточно времени, чтобы сходить перекусить и загрузиться в поезд СПб-Казань.

Мы ехали в Чебоксарских вагонах и попалась нам проводница незлобная, но беспокойная и бестолковая. В полночь она решила помыть вагон и стала греметь ведром и железной ленивкой, пока Сева, перед носом которого она макала свою швабру в ведро, на нее не шикнул, чтобы она спать не мешала. Утром, перед Арзамасом, когда мы стали таскать наши вещи в тамбур, она решила пособирать белье, и все время мешалась у нас под ногами.

Из Арзамаса доехали в Саров с небольшим приключением: наш водитель проспал и я разбудил его своим звонком. Так что приехал он примерно через час, забрал нас с вокзала и благополучно доставил домой.

Заключительные замечания по маршруту похода

В целом, маршрут очень понравился, много красивых, типично карельских мест. Несмотря на популярность Вуоксы народу нам встретилось не много, на популярных реках его обычно гораздо больше. Порадовала большая разветвленность Вуоксы и связанных с ней озер, очень много вариантов маршрутов. Большим плюсом являлось практически полное отсутствие комаров и длинный день (белые ночи).

Понравился вариант начинать маршрут с озера Отрадное, озеро Комсомольское очень красивое и малонаселенное. Последовательность озеро – протока – озеро очень разнообразит маршрут. Наиболее населенный участок Вуоксы – в районе Мельникова (примерно от Гор до Беличьей протоки), здесь тоже красиво, но уж очень все застроено. Озеро Балахановское, Вуокса-Вирта и финская часть Вуоксы понравились не очень, слишком все линейно, застроено (кроме Балахановского озера, конечно) и засижено (особенно пол. Мыс и окрестности). Так что в следующий раз, когда пойдем на Вуоксу, в эту часть заходить, скорее всего, не будем. Может быть, по высокой воде интересно сделать кольцо Мельниково – Любимовские озера – финская канавка – озеро Тростниковое – тиверские волоки – Мельниково, но по низкой воде приходится слишком много таскать байды, что не очень интересно.

С моей точки зрения, выходить на приозерский плес лучше через Горы, тогда все пороги можно пройти вниз по течению, а возвращаться в верхнюю Вуоксу через Беличью протоку, где течение слабое, а на дамбе все равно нужно делать обнос.