Керженец ad infinitum – возвращение к истокам

(описание похода по реке Керженец с 9 по 16 июля 2012 г.)

Керженец у кордона Яры

Керженец для нас не просто река на севере Нижегородской области – это место, с которого все начиналось и к которому хочется вернуться. Здесь состоялся наш первый водный поход (если не считать похода по р. Мокша) и первые несколько лет мы каждый ход ходили по этим замечательным местам.

Вот и в прошлом году мы после перерыва в несколько лет вернулись на знакомый маршрут и были в очередной раз не разочарованы – настолько, что решили вернуться сюда на следующий, 2012 г.

Поход наш состоялся с 9 по 16 июля от с. Богоявление (чуть выше железнодорожного моста недалеко от ст. Озеро) до моста у Красного Яра. Ходили своей семьей на двух байдарках: Варзуга-3 (Алексей, Света, Маша) и Варзуга-2 (Сева, Варя). Забрасывались газелью-фермером (Алексей наш постоянный водитель последние несколько лет), а забирал нас знакомый Алексея на грузопасажирской газели.

1 день похода (9 июля)

Выехали мы из Сарова в 8 часа утра, а уже полтретьего дня были на месте. Алексей довез нас до места, как обычно, без сучка, без задоринки. Чтобы попасть на нужный поворот, нужно проехать поворот на Ковернино (налево), а затем будет наш, на Беласовку и Богоявление, непосредственно перед мостом над железнодорожными путями. Собирались на правом берегу чуть ниже моста. Тут же устроили перекус и примерно в 16-30 спустились на воду. Пока собирались пару раз искупались. Вода стояла значительно ниже, чем в прошлом году, часто видно песчаное дно, в русле довольно много коряг.

Минут через 10 проплыли остатки турбазы по левому берегу, а затем железнодорожный мост. Сразу за железнодорожным мостом – еще одна турбаза по левому берегу – на вид неплохие домики светлого дерева в сосновом лесу. Никаких признаков жизни на турбазе не наблюдалось. Встали на ночевку где-то в 17-20 на знакомом месте «со столиком» в сосняке – березняке на левом берегу. Здесь довольно большая поляна, куда ведет лесная дорога. Дальше дорога кончается и вдоль берега идет узкая тропинка. Мы с Севой занесли байдарки наверх, потом поставили нашу новую палатку, искупались, приготовили ужин. Дети в лесу нашли чернику и мы ее ели и кидали в чай.

2 день похода (10 июля)

Я встал в 6-30 утра, приготовил завтрак. Собрались и вышли где-то в 8-40, что стало нашей традицией на протяжении всего похода. Ночью было тепло, мы не закрывали выход у палатки. Кстати, палатка проявила себя с хорошей стороны, было не душно, конденсат на тенте практически не образовался. Примерно через полчаса движения дошли до Беласовки, точнее до бараков, расположенных на левом берегу. Раньше здесь был наплавной мост на тросах, но сейчас его нет (в прошлом году тоже не было), так что жители переправляются на лодках или по мосту в Керженце. В этом месте река становится широкой и достаточной глубокой, виды красивые. Далее река петляет в заросших камышом берегах после чего мы уперлись в пешеходный понтонный мост у пос. Керженец. Мост, как обычно обнесли. Маша во время обноса лазила по обнаженным корням сосен, затем к ней присоединилась Варя.

После обноса пошли дальше, до пляжа у турбазы, расположенной чуть ниже Дорофеихи на левом берегу. Здесь металлический висячий пешеходный мост и на правом берегу – песчаный пляж, который в этот раз был пуст, чем мы и воспользовались. Искупавшись, пошли дальше. Прошли Быдреевку, мост трассы Нижний Новгород – Киров и Гавриловку. В этом месте на реке довольно длинный плес, который тянется вплоть до разрушенной дамбы. По пути Маруся играла с надувным кругом, использовала его в качестве «универсального руля», с помощью которого можно было делать практически все.

Подойдя к дамбе мы увидели, что вода стоит в этот год очень низко и пройти без обноса не получится. В прошлом году мы прошли дамбу без проблем. Вдвоем с Севой протащили байды через бревна и мостки в самом правом пролете и пошли дальше. Стоянка незадолго до с. Покровское была занята, там стоял народ с машиной и пришли купаться пионеры с турбазы. Поэтому прошли Покровское, рассчитывая встать на место с большим пляжем, на котором стояли в прошлом году. Однако при подходе к нему услышали музон, после чего увидели три машины и отдыхающих. Так что пришлось идти дальше. Где-то в 17-30 остановились на ночевку на правом берегу между Покровским и Мериново на небольшой лужайке рядом с лесной дорогой. Вечером по дороге проехало несколько легковых машин – рыбаки, судя по всему, но они нам не мешали, в особенности Марусе.

3 день похода (11 июля)

В этот день вышли около 8-30. Поскольку вода стояла низко, скорость движения оказалось гораздо ниже, чем в прошлом году. Поэтому, чтобы не очень напрягаться, решили в этот день до Хахал не идти, а встать на ночевку раньше, т.е. перед Лещево. Где-то за час дошли до Мериново, но там нам сказали, что здесь магазина (куда хотел зайти Сева за конфетами, которыми он в походе забивает желание покурить) нет, а есть он во Взвозе, поэтому, искупавшись на пляже, расположенном напротив деревни, отправились дальше. Машка по дороге несколько раз брала весло и пыталась грести, что, впрочем, у нее довольно успешно получалось. Прошли заброшенный пансионат (лет 10 назад он еще был жив), затем Взвоз, две заброшенные турбазы и пионерлагерь. В Взвозе сказали, что здесь магазина нет, а нужно было в магазин идти в Мериново, где он есть. Так что Сева на этот день остался без конфет.

Миновали развилку, где пошли левой протокой, поскольку правая, на первый взгляд, нам показалась более мелкой и заваленной корягами. По берегам начали появляться сосны, стало больше пляжей. Около 14-00 встали на ночевку на правом берегу на небольшой полянке с дубами. Оставалось много времени, чтобы покупаться, дети играли, Сева нашел остатки мостков и превратил их в плот, на котором он пытался сплавиться вниз по течению. Плот, правда, находился в неустойчивом равновесии, и, чтобы на нем удержаться, нужно было все время перебегать с одного конца плота на другой.

4 день похода (12 июля)

Я встал, как обычно, в 6-30, вышли, как обычно в 8-30. Река стала очень мелкой, на плесах максимальная глубина сантиметров 30-40. Прошли Лещево, Красную Горку, вышли на длинный плес (длина плеса около 3 км). Левый берег вдоль плеса застроен дачами, благо Хахалы и автомобильный мост недалеко, поэтому подъехать сюда несложно. Около 13-00 прошли Хахалы. В Хахалах есть новые симпатичные дачи. На правом берегу сразу ниже моста обедала группа байдарочников, которые здесь начинали свое путешествие. Прошли плес, турбазу по левому берегу. У турбазы на мостках стоял народ, наверное, в ожидании обеда. В прошлом году там также толпился народ, но, скорее всего, в ожидании ужина (поскольку время было вечернее). Прошли нашу прошлогоднюю стоянку по правому берегу, в месте впадения р. Шумлевая и примерно в 16-00 встали на ночевку на полуострове Змеиный. Змей там не было, но было много мусора и оводов на пляже. Причем если идти с пляжа, овода отставали в ивняке и дальше не летели (ну, или почти совсем не летели). Мусор мы, сколько смогли, собрали, но место нам не понравилось, поскольку очень затоптано (совсем нет травы) и неопрятно, несколько кострищ и практически полное отсутствие дров.

5 день похода (13 июля)

Ночью несколько раз начинался слабый дождь. Утром, когда я, как обычно, встал в 6-30, по небу плыли темные тяжелые тучи, но дождя не было. Мы позавтракали и уже практически собрались, как снова пошел дождь, но мы решили, что проще упаковаться и отчаливать, чем сидеть в палатке в ожидании хорошей погоды. Вышли несколько позже, около 9 утра. Довольно быстро развиднелось, показалось солнце, стало припекать. По правому берегу показался пос. Пионерский. В Пионерском в основном дачи и также есть небольшая деревянная часовня (судя по виду, построена недавно; в прошлом году она уже была). По берегам много поваленных деревьев.

Через два часа на левом берегу показалось Лыково с довольно длинным плесом. Пройдя еще пару переходов, встали на ночевку на правом берегу с сосновым лесом. Стоянка расположена точно у начала Керженского заповедника (левый берег). Как обычно купались, дети (особенно Маруся) лазили по корням сосен. В этом месте хорошее купание: имеется перекат, на котором было очень весело скатываться.

6 день похода (14 июля)

В этот день мы планировали пройти Рустай и встать на ночевку где-то в районе р. Хмелевая (там, как мы помнили, есть хорошая стоянка, называлась, кажется «Малиновая»). Через 1.5 часа после выхода дошли до высокого обрыва у кордона Яры, где делали дневку в прошлом году. По пути сфотографировали большую стрекозу, которая села Свете на ногу. Наша прошлая стоянка оказалась довольно сильно подмытой: столик оказался прямо на краю обрыва. Вообще, в этом году очень много упавших деревьев и подъемы на некоторые стоянки завалены и требуют расчистки. В чем тут дело – или весной паводок был высокий и длительный или было мало групп, которые могли бы расчистить подходы к этим стоянкам – непонятно.

Еще через час прошли Рустай, затем – остатки моста узкоколейки ниже Рустая. Подойдя к «Малиновой» увидели, что она занята, причем там ходили два мужика в полном неглиже. Мы поняли: «Малиновую» захватила стая нудистов и надо быстрее сматываться отсюда, что мы и сделали. В результате пришлось идти до конца заповедника у впадения р. Пугай, который был отмечен замечательным плакатом «Берегите природу, мать вашу!» (плакат висит так, что не видно знаков препинания). Поскольку стоянка на правом берегу с хорошим пляжем была занята, встали на левом берегу. Стоянка там ничего себе, но у захода в воду на дне лежит несколько бревен, которые остались от сплава леса. В этом месте примерно двухкилометровый плес, причем дно плоское, как доска и сложено каменистыми породами.

7 день похода (15 июля)

В этот день вышли, как обычно, в 8-30. Река широкая, очень мелко. У Пенякши дно каменистое, ниже по течению образовался слив у правого берега. Рядом с впадением р. Б. Куча расположена база охотохозяйства охотобщества «Стеклозаводец». Несколько ниже по течению при неудачном маневрировании одна наша байда (Варзуга-3) навалилась левым бортом на какой-то подводный камень и получила пробоину. Пришлось приставать к берегу, благо рядом был песчаный пляж, зашиваться и клеиться. Пока клей сох Сева нашел палку в виде дубинки и изображал древнего человека. Судя по его загару, древние люди носили кальсоны. Затем сверху на заплатку налепили скотч, для защиты от воды и пошли дальше.

Прошли стоянку, на которой делали дневку в прошлом году. Еще ниже на песчаном пляже видели наряженную елку. Очевидно, что кто-то справлял Новый Год. Встали где-то в 16-00 на хорошей стоянке на правом берегу. Там был столик со скамеечками и навесом, а также каркас для бани и печь из камней. Поставили палатку, сготовили ужин, покупались и устроили фотосессию.

8 день похода (16 июля)

Этой ночью и утром накрапывал дождик. Вышли несколько позже, чем обычно, поскольку хотели просушить палатку. Однако, из-за того, что снова начался дождь, это не удалось. Через 1.5 часа после выхода дошли до ЛЭП, где немного отдохнули рядом с оборудованной стоянкой на правом берегу. Вода стояла настолько низко, что перед заходом на стоянку образовался большой остров, протока практически пересохла и до стоянки нужно было метров 30-40 идти по песку. Через час после выхода дошли до моста у Верхнего Красного Яра.

Мост в пос. Верхний Красный Яр

Пристали сначала к левому берег, поскольку там есть подъезд с дороги, но, поскольку там было сильно загажено, решили собираться, как в прошлом году на правом берегу, где мало народу и совсем нет машин. Единственный минус – песок, от которого очень сложно избавиться при сборке байдарок, так что много песка оказалось на деталях каркаса. Собрались к 13-30. Я пытался дозвониться Алексею (наш водитель), но безуспешно. В 14-00 мне позвонил мужик, который представился Максимом и сказал, что Алексей приехать за нами не может и прислал его (Максима), вместо себя (Алексея). Кроме того, Максим сказал, что у него что-то сломалось, поэтому он задержался и приедет несколько позже. Приехал он в 16-00 на грузопассажирской газели, мы загрузились и поехали домой. Через борский мост проехали без приключений. Дома были в 22-00.