По местам боевой славы лесника Саввы (описание похода по рекам Б. Какша - Ветлуга с 22 по 29 июля 2012 г.)

Мы довольно давно хотели сходить в водный поход по Ветлуге, но случай все как-то не предоставлялся. Пару лет назад (в 2010 году) мы нашей семьей сходили по р. Уста и немного прошли по Ветлуге (до Воскресенского). Река нам понравилась, хотя в этих местах она уже достаточно широкая и для байдарки великовата. Но чистая, несколько красноватая вода, белые песчаные пляжи и красивые виды искупают этот недостаток.

Итак, весной 2012 года при обсуждении различных вариантов было решено сходить на Ветлугу. Но, поскольку из-за ограниченности времени, идти с самых верховий не предоставлялось возможным, была выбрана связка Большая Какша (от пос. Сява) – Ветлуга (до Варнавино). Это позволяло в одном походе объединить прелести малой и большой рек. Всего от пос. Сява до Ветлуги по Б. Какше предстояло пройти около 50 км и еще 140 км по Ветлуге до Варнавино.

В интернете нашелся и отчет двух, как я их назвал про себя, «студентов», которые прошли этот маршрут (правда не до Варнавино, а до пос. Ветлужский) в сентябре 1998 г. Эти ребята затем сели на электричку, переехали на Керженец и прошли его.

Поход назначили с 22 по 29 июля, состав команды: Варзуга-3 (Алексей, Света и Маша), Варзуга-2 (Галя, Игорь), Таймень-2 (Толя, Слава) и Таймень-3 (Коля, Наташа и Варя).

Наша команда

1 день похода (22 июля)

Отправление из Сарова было назначено на 7 утра, чтобы пораньше доехать до места, все-таки ехать предстояло около 450 км. Нижний Новгород проехали быстро, на борском мосту практически не стояли. По кировской трассе катилось быстро, так что часам к 3 дня доехали до Шахуньи, и к 16-00 были в пос. Сява. Дорога от Шахуньи до Сявы довольно плохая, по пути встречаются заброшенные деревни и хутора. Жилым выглядит только с. Верховское, в котором развилка Сява – Вахтан. Подъехали к мосту через Б. Какшу, на левом берегу пляж, на котором решили собирать байдарки. Поселок полностью расположен на правом берегу реки.

Разгрузились чуть ниже моста, на пляже собрали байдарки, тут же устроили перекус. Поскольку было воскресенье, на пляже отдыхали местные, на противоположном берегу тусовалась молодежь на мотоциклах. В общем, было довольно оживленно. Загрузились и около 18-00 отчалили.

Разгружаемся на пляже в пос. Сява
Николай с Игорем собирают Таймень-3
Мы со Светой собираем Варзугу-3
Мост через Большую Какшу в пос. Сява
Толя со Славой собирают Таймень-2
Экипаж Тайменя-3 загружается

Достаточно широкая и глубокая у моста река быстро обмелела, так что приходилось лавировать, чтобы не сесть на мель. Вода в Какше темная, с красным оттенком. Река долго крутится около Сявы, то отходя от поселка, то снова приближаясь к нему, и этому конца-края не видно. По берегам попадались купающиеся мальчишки и рыбаки, по виду в основном – марийцы. Прошли большое белое здание, судя по всему – школа, рядом с которой висячий мост через реку. По берегу и висячему мосту активно фланировал народ.

Поселок Сява
Висячий мост в поселке Сява

После четыре-пяти возвращений к Сяве, река наконец-то отошла от поселка, хотя по правому берегу время от времени попадались рыбаки. В красных лучах заходящего солнца река очень живописна: красное небо, красные стволы сосен и красная вода. Вид у реки вполне таежный.

Где-то около 8 вечера встали на правом берегу на ночевку на полянке среди молодых сосен. Рядом проходила лесная дорога, по которой проехал рыбак на мотоцикле. Этим вечером я неудачно сливал макароны и обварил кисть левой руки, так что остальные дни я носил на левой руке нитяную перчатку. Хорошо, что быстро смазал (уже не помню чем), так что к концу похода волдыри сошли без последствий.

Вечером после ужина Галя достала скачанную из интернета информацию про пос. Сява и зачитала ее нам. Оказалось, что поселок получил свое название от разбойника, бывшего лесника Саввы, по прозвищу Сявка. Крепостной Савва присоединился к разбойничьей шайке, орудовавшей в здешних местах, после того, как барин сделал его дочь своей наложницей. Савва вместе с разбойниками убил барина, сжег усадьбу, которая стояла на правом берегу Ветлуги, и ушел вверх по Б. Какше, где на впадении небольшой речки (нынче р. Сява) основал свой стан под названием Сявкин. Грабили разбойники помещичьи усадьбы и купеческие обозы, ходившие по тракту Ветлуга-Котельнич. Сявка помогал бедным крестьянам из окрестностей и пользовался среди них большим уважением. В общем, этакий русский Робин Гуд.

Современный поселок Сява возник как лесохимический комбинат, который начал работать с 1937 года. Первая продукция комбината были: древесный уголь, метиловый спирт и техническая кислота. В 1947 году построили ж/д ветку Сява - Вахтан. В настоящее время комбинат выпускает древесный и активированный уголь, уголь в брикетах, уксусную кислоту и т.д.

2 день похода (23 июля)

Ночью накрапывал дождик, но к утру стих и когда я вылез из палатки (еще 6 утра не было), Николай уже жег костер. Слава тоже уже встал. Позавтракали и собрались быстро, в 8 утра были уже на воде. Время от времени начинал накрапывать дождик. Примерно через полчаса сплава наткнулись на завал, который пришлось обнести.

Первый завал
"Маруся, вылезай, дальше пойдешь пешком!"
Николай осматривает завал
Первый обнос

К счастью, обнос был короткий и достаточно удобный. Тут и погода разгулялось, выглянуло солнце и мы весело пошли дальше. По пути видели нору какого-то животного, наверное выдры.

Слава - "человек и пароход!"
Б. Какша

Нора

Примерно через час дошли до разрушенной плотины мельницы, которую прошли у правого берега. К полудню прошли красивое место на левом берегу с соснами и оборудованной стоянкой. Где-то в 13-00 устроили перекус на пляже, немного передохнули и пошли дальше.

Разрушенная плотина мельницы
Яр на Б. Какше
Галя с Игорем проходят плотину
Перекус

После д. Красная (к реке не выходит) начинается несколько довольно длинных плесов, в некоторых местах дно твердое, глинистое и относительно быстрое течение. Погода была отличная, народ наслаждался приятным сплавом пока мы не уткнулись в серьезный завал, который сходу пройти не удалось.

Плес
Просто курорт

Места для обноса также не наблюдалось и пока народ осматривал берега мы со Светой решили попытаться по бревнам протащить нашу байдарку (вместе с Марусей, которая сидела в носовом отделении). Когда нам это удалось, остальные последовали по нашим следам.

Слава с Толей проходят завал
Игорь с Колей проходят завал
Толя проводит байдарку
Прошли!

Прохождение завала заняло больше часа. Через некоторое время налетели тучки и пошел дождь, но, как и утром, ненадолго. Где-то около 5 вечера начали искать место для ночлега, но долго ничего не могли найти. Наконец мы нашли более-менее подходящее место, где и остановились. Недалеко от нашего места проходила малоезженая лесная дорога, но никаких других признаков людей не наблюдалось.

Место второй ночевки
"Веселая Машка"
"Какая еда?! У нас нет никакой еды!"
Дядя Толя с Машей

После ужина прошла репетиция «Репки» и игра в «Свинтус», в чем мы со Светой участие не принимали, поскольку пришлось сплавать за Вариным непромокаемым костюмом, который она забыла на одном из пляжей. После хорошего трудового дня против течения шлось не очень хорошо, да и вечернее солнце сильно слепило, так что несколько раз сели на коряги, не заметив их. Добрались до нужного пляжа минут за 25 и уже не торопясь сплавились обратно. Если бы мы не были такими уставшими, то наверняка получили бы от вечерней прогулки большое удовольствие.

Вечерний "Свинтус"

3 день похода (24 июля)

Наша команда подобралась дисциплинированная и спорая на сборы. Так, что вышли чуть позже 8 утра. Погода была отличная, на небе – ни облачка, на реке, кроме коряг, никаких препятствий. Прошли два каких-то дома на правом берегу, больше похожих на дачные, чем на деревенские, потом, в районе д. Горелая видели на правом берегу кучу бревен. Еще около часа ходу – и мы дошли до разрушенного моста у д. Ченебечиха. Деревни там сейчас нет, а есть пилорама, большой сарай и один дом. Весь правый берег перед остатками моста завален опилками, причем куча опилок простирается метров на 50 вглубь от берега. На берегу сидело два рыбака, которые сказали, что ниже бывшего моста большой завал, который придется обносить.

Около д. Горелая

Мы прошли остатки моста (там течение резко поворачивает от правого берега) и уткнулись в завал, длина которого метров 50-100. Перед завалом были мостки, а от мостков шла тропинка, которая выходила на лесную дорогу, по которой и устроили обнос. Длина обноса метров 300. Дальше шли, практически не встречая препятствий, кроме одного рыбацкого закола, который мы несколько подтопили, чтобы пройти сверху.

Разрушенный мост
Толя со Славой проходят препятствие

Коля проводит байдарку

Устроили перекус где-то в 13-00. На стоянке Коля рассказал анекдот про лягушку, которая стояла на берегу в живописной позе, одна нога в воде. Когда аист ее спросил, холодная ли вода, то на третий раз она ему отвечает: «Я стою тут как женщина, а не как термометр!». Коля нам это все не только рассказал, но и продемонстрировал вживую. После перекуса пошли дальше.

В ожидании перекуса
"Я стою тут как женщина, а не как термометр!"

По дороге встретили парочку на моторной лодке, которая нам сказала, что они зашли в Какшу с Ветлуги и до устья не очень далеко, но как далеко, они сказать не могли. Через некоторое время встретили двух байдарочников, которые стояли на пляже с палаткой. Они сплавлялись по Ветлуге от Шарьи до г. Ветлуга и зашли в Какшу на ночевку. Минут через 10 мы достигли устья Какши и увидели Ветлугу. Напротив устья Какши на правом берегу Ветлуги оказался большой пляж, на котором и встали на ночевку. Вода в Ветлуге чистая, более светлая, чем в Какше, и менее красная, хотя красноватый оттенок также присутствует. Ширина реки в этом месте около 80 метров.

Впереди Ветлуга
Третья стоянка на пляже

По поводу происхождения названия Ветлуги существует несколько мнений. Первое – название Ветлуга произошло от произрастающих на ее берегах в большом количестве ивовых зарослей (ветла – одна из разновидностей ивы). По другой версии название реки происходит от марийского слова «ветели» - чайка и «йуга» - река, а общий перевод – «река чаек». Проведенные в этих местах раскопки свидетельствуют, что первые марийские поселенцы появились на берегах Ветлуги в IV веке нашей эры.

Про Ветлугу есть легенда, согласно которой в окрестностях реки жили мальчик и девочка, Вет и Луга. Отец Луги был против их брака, поскольку Вет был из бедной семьи. Тогда Вет отправился на корабле добывать сокровища, а Луга ждала его и каждый вечер приходила на берег реки. Во время своих странствий Вет погиб, а Луга, узнав об этом, тоже бросилась в реку. И в честь их река была названа Ветлугой.

4 день похода (25 июля)

В этот день вышли чуть позже восьми утра. Погода была неустойчивая, по небу летали неугомонный тучки. Минут через 15 после выхода пошел небольшой дождик, который быстро прекратился. На правом высоком берегу показалась д. Большая Микриха. Прошли устье М. Какши, у д. Зиновиха внизу у реки видели лодки и сарайчики для хранения весел и моторов.

Устье Б. Какши
Д. Большая Микриха
Утренние сборы
Лодочные сарайчики у д. Зиновиха

Примерно к 11 часам показались первые строения г. Ветлуга – фабричные корпуса. Мы пристали к левому берегу чуть выше моста, а Толя переправил Славу на правый берег, чтобы он купил чего-нибудь интересного. Поскольку в байдарке, в которой шли Галя с Игорем (Варзуга-2) после Какши наблюдалась течь, мы решили ее осмотреть и обнаружили небольшой прокол в носовой оконечности. Пока мы с Игорем клеили байдарку, остальные отдыхали. Через некоторое время Толя заметил Славу, спускающегося по лестнице, отправился за ним. Слава привез всем мороженого, кефир (или йогурт для Гали) и чего-то еще.

Г. Ветлага - промышленные здания
Клеим Варзугу-2, получившую прокол на Б. Какше
Мост в г. Ветлуга
Толя поехал за Славой на другой берег

Подождали пока клей схватится, загрузились и вышли около полудня. Ниже моста показался центр города, отмеченный надписью Ветлуга (на барельефе также должно быть написано 1779, но цифры были закрыты ветками деревьев).

Г. Ветлуга, центр

Известно, что город Ветлуга был основан 1779 году по указу Екатерины II на месте села Верхнее Воскресенье, купленное за год до этого Костромским генерал-губернатором Мельгуновым за 8 600 рублей вместе со всем имуществом и населением, состоящим из 82 душ мужского пола. В 1437 году в этом месте останавливался и жил Преподобный Варнава Ветлужский, затем здесь был Воскресенский погост с церковью Воскресенья Христова. С 1628 года деревня Шупликово и расположенный рядом с ней Воскресенский погост стали называться селом Верхним Воскресенским, которое и стало основой современного города Ветлуга. В настоящее время население города составляет около 10 тыс. человек.

Прошли часовню имени Александра Невского и местный яхт-клуб. По пути Николай решил пойти на взлет, а Маша усердно гребла.

Частовня Александра Невского
"На взлет!"
Местный яхт-клуб
Пока Маша гребет, родители могут отдохнуть

Где-то в 13-30 остановились перекусить на интересном пляже, берег которого весь был равномерно усеян бухтами, куда можно было завести байдарку. После перекуса прошли д. Морозиху, сделали две большие петли, а затем с. Федоровское, которое с реки не видно (только лодки). В начале плеса наткнулись на остров, где и встали на нижней оконечности на ночевку. Пока готовили ужин Маша причесала дядю Колю, так что он стал весь красивый и пушистый.

"Война войной, а ужин по расписанию!"
Маша решила сделать из дяди Коли русского спаниэля

Вечером после ужина был устроен сборный концерт. Первым номером выступила Маша с песней «Красна девица …» из фильма «Финист ясный сокол». Потом она же исполнила свободный танец под музыку «Зеленые рукава». Далее экипаж Тайменя-3 (Коля, Наталья и Варя) исполнили заранее заготовленный номер на песню «Не шумите! А разве мы шумели?!».

Маша поет песню "Красна девица"
"Зеленые рукава"
Танец
"Не шумите! А разве мы шумели?!"

Представлением наслаждались не только зрители, но и участники. Была также исполнена заготовленная еще на Б. Какше пьеса "Репка". Непревзойденной звездой всего поветлужья стал Николай с номером «Галя исполняет песенку». Паузы были заполнены Толиной губной гармошкой и концерт завершился песней «Ходят кони» в хоровом исполнении.

Варя "не шумит"
"Немцы в городе"
"Песня Гали"
"Ходят кони", наверное, соли хотят (а у нас она есть)

5 день похода (26 июля)

Утро следующего дня выдалось ясным и где-то в начале девятого утра мы выдвинулись. Места живописные, по пути увидели несколько цапель. Прошли с. Вознесенье, на пляже у д. Каменка собиралась большая группа пионеров-байдарочников. Чуть ниже догнали одинокий катамаран, этот народ активно ловил рыбу и сплавлялся с г. Ветлуга. Мы обогнали катамаран и пошли дальше. После Каменки до устья р. Вол населенных пунктов на Ветлуге нет.

Утро пятого дня
Пляж у д. Каменка
Цапля
Попутчики

Около полудня дошли до устья р. Вол и встали отдохнуть на пляже. На левом берегу немного ниже по течению стояла большая группа из 13 байдарок. Оказалось, что это коммерческая группа, из тех, которые водит «Команда Горький», они водят от г. Ветлуги до Варнавино, маршрут занимает 9 дней. После устья р. Вол у д. Шилиха, расположенной на высоком берегу (ее с воды не видно) начинается длинный (5-6 километров) плес, который хорошо просматривается. В конце плеса около места старой паромной переправы устроили перекус. Там из воды торчал симпатичный и удобный для сидения пень, на котором фотографировались все кому не лень.

Высокий берег у д. Шилиха
Варя на пне
Плес ниже д. Шилиха
Толя там же

Погода и река продолжали нас радовать. Прошли место впадения старицы (слева) и достигли места развилки. Налево идет узкая протока с сильным течением, а направо – основное русло. Хотя протока сокращает путь километров на восемь, идти в нее не решились, поскольку не знали, насколько она проходима. Один Николай со своим экипажем завернул в нее, но мы вовремя сказали ему по рации возвращаться, что они с большим трудом (из-за сильного течения) и сделали.

Ветлуга

Примерно за час дошли до соединения основного русла и протоки. На месте соединения на левом берегу образовался большой пляж, но он был сильно загрязнен илом и мы решили на него не вставать. Народ уже несколько устал, но продолжал бодро смотреть в будущее.

Наташа радуется солнышку

Чуть ниже пляжа на левом берегу обнаружили оборудованную стоянку на опушке леса, к которой вела плохая лесная дорога. Заход был, правда, не очень хороший, пришлось разгружать и поднимать байдарки по очереди. Дно в этом месте каменистое, в основном плоское, но встречаются и большие камни. На берегу нас поджидали комары, но мы их быстро разогнали «Доктором Клаусом» и другими спиральками. Около семи вечера мимо нас прошла коммерческая группа, которую мы обошли у д. Шилиха. Они тоже шли основным руслом, и не могли ничего сказать о проходимости протоки. Вечером народ затеял играть в «Свинтуса», так что «хлоп копыт» неоднократно опрокидывал хрупкий походный столик.

Наша пятая стоянка вне опушке леса
Стоянка со столиком

6 день похода (27 июля)

Встали как всегда, около 6 утра, вышли в начале девятого. С утра погода стояла хорошая, ярко светило солнце. Народ, дабы защититься от палящих лучей, намазал обгоревшие лица «спасателем».

Утро шестого дня
"Секретного агента заказывали?"
Вождь краснокожих

Обогнали коммерческую группу, которая собиралась отплывать. Берега Ветлуги в этих местах пустынны, так что ориентировались по поворотам, что впрочем нам сначала удавалось. Далее должна была следовать большая (километра 4 длиной) петля, однако она никак не хотела начинаться. Через некоторое время стало понятно, что не очень представляем себе, где находимся, но это нас не расстроило, поскольку плес у д. Потайное и Нижник пропустить невозможно.

Где-то к полудню на горизонте начали собираться тучи и постоянно доносились раскаты грома. У нас пока была хорошая погода и, когда мы остановились на перекус, все еще могло обойтись. Но тут очень быстро налетели тучи, задул сильный ветер, а затем пошел дождь. Мы закрыли стол и байдарки, а также Марусю в нашей байдарке полиэтиленом, закопали ступни в песок (для тепла и устойчивости) и переждали стихию

"Древний человек сердится"
"Надо быстрее все съесть, пока дождь не пошел!"

Дождь кончился также быстро, как начался. Скоро снова засияло солнце, народ доел, что осталось и стал собираться дальше. На пляже остался интересный отпечаток, оставленный двумя веслами.

Народ защищается от дождя
Дождь кончился так же быстро, как и начался
Маша решила переждать дождь в байдарке
"Мы вместе навеки ..."

За поворотом прошли группу, стоящую на пляже. Сильным ветром у них опрокинуло несколько палаток, так что дуги погнулись и палатки выглядели несколько перекошенными. За следующим поворотом был мужчина, который вместе с женой сплавлялся на надувной лодке. Он отслеживал маршрут по GPS и показал, где мы находились. Оказалось, что узкий перешеек длинной петли промыло, так что наш путь несколько сократился.

Где-то к 16-00 вышли на плес у д. Потайное и Нижник, которые, к нашему удивлению, оказались жилыми (от д. Шилиха населенных пунктов на Ветлуге на было). Народ к этому времени несколько подустал, но удобных мест для стоянки все не было. После плеса, несколько не доходя до д. Камешник наконец-то встали на левом берегу на пляже. Николай решил защитить костер и разжег его в очень укромном, но слабо доступном месте, так, что его пришлось переносить, что Коля и проделал, с присущим ему артистизмом. Маруся, засидевшись в байдарке, бегала по пляжу, прыгала и скатывалась с песчаных горок, так что скоро была вся в песке.

"Держаться нету больше сил ..."
Шестая ночевка - на пляже

7 день похода (28 июля)

Поскольку до Варнавино от места нашей стоянки оставалось километров 20, мы решили в этот день не напрягаться, а пройти перехода 3-4 (минут по 50 каждый) и встать на ночевку. С утра погода была солнечная, и некоторые просто с места в карьер ломились. Вышли, как обычно, в начале 9 утра, после чего быстро прошли д. Камешник. Солнце стало припекать и Наталья вытащила на белый свет специально сбереженный на это случай зонтик-кепку. К полудню нашли удобный пляж для стоянки, сделали перекус, искупались и повалялись на белом песке.

...
Просто курорт
"Командир, я уже готов!"
"Как меня ни поверни, я все равно останусь в горизонтальной плоскости!"

На реке появились рыбаки на моторных лодках, что говорило о близости Варнавино. Поскольку приличных дров на пляже не было, Николай с Анатолием сплавали за ними на противоположный берег.

Благо времени было много, решили в этот день испечь блинов. Подобралась einsatz – группа, которая заготовила дров, замесила тесто, напекла блинов, накрыла на стол и занялась их дележкой. После блинов народ занимался своими делами и в общем, хорошо проводил время, благо погоды стояли отличные.

"Откуда дровишки? - С того берега вестимо!"
Этап первый: ЗАМЕШИВАНИЕ
Этап третий: НАКРЫТИЕ НА СТОЛ
"Пилите, Слава, пилите!"
Этап второй: ИСПЕЧЕНИЕ
Этап четвертый: ДЕЛЕЖКА

8 день похода (29 июля)

Последний день похода также выдался ясным. С утра было холодно, на палатки выпала обильная роса и мы решили выйти несколько позже, чтобы их просушить. Но, поскольку к 9 утра палатки все еще стояли мокрыми, несмотря на все более жаркое солнце, решили сниматься и досушивать палатки дома. Буквально минут через 30 хода перед нами появился высокий берег с несколькими деревнями наверху. Река тут делает поворот налево и идет вдоль высокого коренного берега. Через некоторое время показалась круглая башня, напоминающая сторожевую.

Утро восьмого дня
"Сторожевая башня" в Варнавино

Прошли место, где раньше была паромная переправа (от г. Ветлуга до Варнавино мы не встретили ни одной паромной переправы, хотя на карте 1992 года издания их множество). У рыбаков спросили, где лучше собираться, чтобы можно было подъехать на машине. Это место было немного ниже по течению на низком полуострове с большим пляжем. По полуострову к старой паромной переправе шла грунтовая дорога не очень хорошего качества.

Поселок Варнавино – старейший русский населенный пункт на Ветлуге. Год основания селения – 1464 год, хотя называются и более ранние даты – 1417 и 1453 годы. Название дано по имени основателя поселка – Варнавы, который был священником одной из городских церквей Великого Устюга. Варнава пришел на Ветлугу проповедовать православие среди марийского населения. После смерти Варнавы на этом месте был в 1530 году основан монастырь, который был закрыт в 1764 году и сначала преобразован в слободу, а с 1778 года Варнавин получил статус уездного города. До 1922 года входил в состав Костромской губернии, позже – Нижегородской. С 1961 года отнесен к категории рабочих поселков.

Подошли к полуострову, пристали к пляжу, перетащили байдарки и вещи к дороге на травку и начали разборку. Окончив сборы и перекусив, Слава с Толей пошли смотреть дорогу и встречать нашего водителя. Оказалось, что водитель уже вчера приехал и разузнал дорогу, причем где-то забуксовал, поэтому весь микроавтобус был в грязи. Подъехать к месту, где мы стояли, он не смог, поэтому пришлось перетащить вещи метров на 200 к микроавтобусу. Из-за плохой дороги он был без прицепа, поэтому мы загрузили вещи, посадили Марусю на переднее сиденье (чему она была весьма рада) и пошли по дороге вслед за автобусом.

Слава за разборкой
Толя за протиркой железа

Сначала дорога шла по полуострову, затем начала подниматься на крутой коренной берег. Здесь дорога была уложена разбитыми железобетонными плитами и крупными валунами. Поднявшись наверх, мы оказались в Варнавино. Прицепили прицеп, перегрузили вещи и отправились домой. На этом наше путешествие по Б. Какше и Ветлуге закончилось.