Путешествие по рекам Судогда и Клязьма, или "из князи в грязи"

В июле этого года на общем сборе у Леши и Гали Степановых было принято решение посетить речку Судогда, что протекает по северу Владимирской области. Привлекали очень хорошие отзывы об этой реке, кроме того, в селе Муромцево находятся остатки имения графа Храповицкого, которые мы вознамерились посетить. Другая достопримечательность - женский монастырь Спас-Купалище, расположенный в устье Судогды, тоже привлекла наше внимание. Поскольку протяженность маршрута от Муромцево до Клязьмы не превосходит 50 км, мы решили "добрать" километраж сплавом по реке Клязьме и завершить путешествие в городе Ковров. Были установлены и сроки похода - с 31 июля по 8 августа.

Всего набралось 10 участников похода - из них 8 взрослых и 2 детей. Разбились на 4 экипажа - 3 байдарки Таймень-2 (экипажи - Алексей и Галя, Саша и Маша, а также Игорь и Наташа) и одна Нева-3, куда впихнулась наша семья (Алексей, Света, Варя и Маша).

Выехали 31 июля только около 16-00, поскольку раньше водитель был занят. Ехали через Выксу, Муром и далее на Судогду по владимирской трассе. В районе Выксы было очень сильное задымление, видимость - не более 20 метров. На мосту через Оку реки видно не было и казалось, что мост висит в небе.

До речки добрались к 9 вечера. Когда мы вышли из микроавтобуса, на нас повеяло речной свежестью, необычайно приятной после городской жары и духоты. Быстро нашли место для лагеря на берегу реки, поставили палатки и приготовили ужин.

Ночью до нас доносились громкие звуки свадьбы, недалеко ездили какие-то трактора, мимо нас ходила купаться местная молодежь и несколько раз проехали легковые машины, в общем, скучать не пришлось.

Игорь готовит завтрак

Утром приготовили на специальной, "антипожарной" печке завтрак, поели, после чего мужчины занялись сборкой байдарок а женщины отправились в Муромцево обследовать остаки усадьбы Храповицкого. Во время сборки байдарок несколько раз искупались. Вода в Судогде оказалась очень чистая и прохладная, дно песчаное.

Интересно, что село Муромцево выходит на реку Судогда только одной своей улицей, которая называется Бор. Правда улицей эту группу домов, расположенных рядом с рекой, назвать трудно, поскольку она отделена от села большим заболоченым лугом и до Муромцева оттуда топать минут 10, если не больше. Бор там и взаправду есть, с высокими медноствольными соснами. Улица состоит из одно- и двухэтажных многоквартирных домов, некоторые квартиры - нежилые.

Ужик на дороге

Усадьба Храповицкого расположена между ул. Бор и селом Муромцево. Там же находится старый парк и церковь, построенная в англиканском стиле. Усадьба состоит из конюшни и двух симметрично расположенных флигелей, к одному из них сделана поздняя пристройка. По дороге к усадьбе мы встретили несколько маленьких ужиков.

Осмотрев остатки усадьбы, мы прогулялись по едва видимым аллеям заброшенного парка, а затем вернулись к лагерю - готовить обед и отчаливать.

Первая дамба

После Муромцево Судогда - тихая река с чистой водой и песчаным дном. Воды оказалось на удивление много для такой засухи: часть деревьев по берегам были подтоплены. Через некоторое время выяснилась причина такой многоводности - трехступенчатая дамба, перепад воды на которой оказался почти 1.5 метра. Препятствие преодолели с помощью проводки байд.

После дамбы воды стало существенно меньше, но вполне достаточно для байдарки. По берегам стало очень много отдыхающих - признак близкого жилья. А вот появились и первые домики райцентра Судогда.

В Судогде некоторые частные домики стоят рядом с рекой, из приусадебных участков на реку высунулись мостки, а на них гуси, гуси ...

Ниже Лаврово реку преградила еще одна дамба, которая была облеплена купальщиками, нежившимися в струях воды. Байдарки снова пришлось проводить, предварительно спихнув вниз по течению толстую тетеньку, которая заняла наиболее выгодную позицию в самой мощной струе.

На ночевку встали несколько ниже Лаврово на правом, абсолютно голом берегу, поскольку все остальные места, к которым был хоть какой-нибудь подьезд, были заняты отдыхающими. С нашего лагеря было как на ладони видно как минимум пять таких групп; к вечеру большая часть разъехалась, но одна сидела до позднего вечера, а еще одна - котрую мы не видели, но слышали, гуляла часов до двух ночи. Готовили в этот вечер, эксперимента ради, на газу - в пику остальным отдыхающим, которые, нарушая всяческие запреты, вовсю палили костры.

Следующим утром был понедельник (2 августа) и отдыхающих на реке не было. Довольно сильно увеличилась задымленнось (поэтому на всех последующих фотографиях дымка), но у воды запах дыма практически не чувствуется.

Третья дамба

Через пару часов сплава река разделилась на два рукава: мы пошли правой протокой, которая была перегорожена еще одной, уже третьей по счету дамбой. Течение было не очень сильным и тоже, как и раньше, пришлось проводить байды через препятсвие.  Ниже дамбы, на берегу залива, возводятся какие-то сооружения, похожие на турбазу или базу отдыха.

Несколько ниже по течению мы встретили еще одно интересное сооружение: на берегу стоит деревянный дом и еще какие-то постройки, а у мостков около дома пришвартовано сооружение, оформленное в виде корабля. На палубе корабля мы увидели сруб (может быть, это баня?) стол и скамейки, еще там лежал матрас.

В этот день проплыли еще одну турбазу на правом берегу, с круглой беседкой над водой; к турбазе ведет подвесной мостик. На ночевку встали где-то в районе деревень Маслово-Исаково на обширной поляне на левом берегу, где поживились дровами, оставшимися от предыдущей группы. Отмечу, что в этом походе мы заготовкой дров практически не занимались, что связано с "аскетическими" потребностями нашей печки, а костры мы не жгли. Поляна оказалась очень удобной, поскольку к ней не было подъезда. Внизу, недалеко от берега, стояла баня, покрытая полиэтиленом.

Нашей задачей следующего дня было: добраться до Спас-Купалища и найти там место для ночевки и, может быть, дневки. Через час-полтора после выхода мы подошли к высокому правому берегу, поросшему соснами. Весь народ полез наверх фотографироваться на фоне красивого вида. Маша преодолевала наиболее крутые участки на четвереньках. Наверху, немного в глубине, мы увидели какие-то домики, обнесенные довольно высокой оградой (немного позднее выяснилось, что это и есть Спас-Купалище).

Пройдя чуть ниже по реке мы увидели колокольню Спас-Купалищского монастыря, а еще ниже - стрелку рек Судогды и Клязьмы. Попытки найти подходящее место для лагеря рядом с монастырем успехом не увенчались: все мало-мальски пригодные места уже были заняты, а отдыхающие все прибывали и прибывали. Поэтому мы решили подняться по реке до первого подходящего места, что и сделали. Это место оказалось рядом с узкой перемычкой (всего несколько метров) между Судогдой и Клязьмой, размываемой весной. Еще несколько лет - и перемычку промоет, образуется новое устье, а старое русло забъется песком и превратится в старицу.

В этот день занимались купанием, стиркой вещей, постройкой песочных замков и т.д. Галя, Наташа и Варя отправились в Спас-Купалище разузнать чего там и как, а также в поисках магазина. К вечеру на противоположный берег подъехала сначала газель, потом еще пара машин, народ там занимался ловлей рыбы и жаркой мяса, но они были тихие и нам не мешали.

На следующий день первым делом посетили местный источник пресной воды - "Золотой Колодец" и набрали там питьевой воды - днем очень жарко, хотя утром и вечером дым закрывает солнце и поэтому несколько прохладнее. Около купальни нам встретилась неприветливая пожилая монашка (или послушница), которая считала, что Серафим Саровский жил в Дивеево (она там была на богомолье). Мы с рвением истинных саровчан попытались ей втолковать, что Серафим жил в Саровской пустыни, что сейчас в городе Саров, но насколько нам это удалось, не знаю.

Набрав воды, прошли стрелку Судогды и Клязьмы и колокольню монастыря Спас-Купалище и впали в мутные и грязные воды Клязьмы. Честно сказать, я уже забыл насколько она грязная, эта Клязьма. Контраст по сравнению с Судогдой душераздирающий. Уитывая, что на Клязьме мало пляжей, а те, что есть, грязные и загажены чайками, вдобавок, вода теплая и цветет, "положительные" впечатления от Клязьмы еще больше усилились.

Прошли мост у деревни Пенкино, в которую сходили за мороженым и хлебом, немного ниже по течению пообедали на очень грязной песчаной косе и начали искать место для ночевки. Нашли подходящее место на левом берегу, в устье небольшого притока, напротив деревень Юрятино и Керменево. Там оказался удобные песчаный заход наверх и ровная площадка для палаток. После того, как мы разбили лагерь мимо нас стало проходить большое стадо (по словам пастуха, около 200 голов). Некоторые молодые телки ломанулись к воде и мы приготовились разгонять коров от наших вещей. Но наше намерение было прервано появлением быка по имени Миша, который неспешно приблизился к нам и начал угрожающе ломать ивняк, растущий рядом с нашими байдарками. Народ сгрудился у берега, готовый в случае опасности быстро спрыгнуть в реку. Но тут, на счастье, подоспел пастух и отогнал быка, которые еще немного покопал землю копытами перед нашими палатками и гордо пошел дальше. Пастух также прогнал от воды зарвавшихся телок и у нас на сердце полегчало.

На следующий день прошли два порога, которые образовались из-за низкой воды и встали на ночевку на левом берегу на большом пляже. Вечером рядом встала группа местных, которые приехали купаться. Часть из них осталась на ночевку. Вели они себя тихо и еще снабдили нас 11 литрами родниковой воды, за что им большое человеческое спасибо.

Игорь, Леша Степанов и Саша ловили рыбу и Игорь даже поймал леща и небольшого сомика, которых следующим утром зажарили и съели.

Ночью мимо нашей палатки бегал большой и толстый ежик, когда же на него посветили фонариком, он неспешно удалился в заросли, где и шуршал всю ночь.

На следующий день прошли еще один порог и встали ниже села Любец на крутом левом берегу, практически напротив турбазы. Место оказалось достаточно удобным, наверх вели ступени, наверху - луг, отделенный от реки березками, внизу - мостки, с которых Варя прыгала в воду бомбочкой. Здесь заночевали и устроили дневку, поскольку водитель мог забрать нас только в воскресенье. Несколько ниже по течению стоял земснаряд, который гудел до 9 вечера. Чуть позднее на турбазе началась дискотека, которая закончилась после полуночи. На противоположном берегу непрестанно ездили машины, берег был усеян рыбаками. С нашей стороны был только один рыбак, который переправился на наш берег на лодке, но его вообще не было видно. О его присутствии где-то рядом с нами говорила только машина напротив.

В воскресенье вышли пораньше, чтобы успеть собраться к 12-00. Перед поселком имени Клары Цеткин прошли длинную шиверу (бурлящий участок с каменистым дном), затем железнодорожный мост и встали на правом берегу перед автомобильным мостом в Коврове. Рядом с нами располагалась спасательная станция, а прямо над нами - Успенский собор, из которого доносилось пение. Рядом также расположен полуразрушенный медвытрезвитель с надписью "островок безопасности".

"На счастье!"

К 12-00 собрались, Алексей Степанов и Саша пошли встречать автобус, оставшиеся начали поднимать вещи к дороге. Автобус прибыл где-то к часу дня, народ быстро загрузил вещи в прицеп. Теперь подергаем косички "на счастье" и можно отправляться домой.