Описание путешествия по реке Лух

от п. Лух до г. Гороховец на Клязьме, 6-16 июля 2009 г.

В прошлом году нам довелось сходить на Лух в составе большой группы в августе. Мы сплавлялись от с. Мыт до г. Гороховец. Река нам очень понравилась, но погода была плохая, дождливая и прохладная, и поэтому мы решили посетить Лух еще раз, но уже в июле. Начинать маршрут решили от п. Лух, который расположен примерно на 40 км выше Мыта по реке.

В походе принимали участие пять человек:

1.      Алексей Пикулев (38 лет) – начальник экспедиции, штурман, капитан экипажа №1 и бессменный повар;

2.      Светлана Пикулева – первый помощник, матрос экипажа №1, а также мама и все с этим связанное;

3.      Мария Пикулева (3 года) – юнга экипажа №1, веселушка и вообще курортница;

4.      Всеволод Смыслов (21 год) – второй помощник, рыбак и капитан экипажа №2;

5.       Варвара Пикулева (10 лет) – матрос экипажа №2 и главный сборщик ягод.

Сплавлялись на двух байдарках: Нева-3 – экипаж №1 и Таймень-2 – экипаж №2.

06.07.2009. Первый день

Выехали из г. Саров (Нижегородская обл.) в 8 часов утра. Забрасывались машиной газель-фермер. К 3 часам дня прибыли к нижнему мосту у п. Лух. Самого поселка практически не видно, по мосту иногда проезжают машины и гораздо чаще – велосипедисты.

Собирались на правом берегу Луха чуть ниже моста. Там есть небольшая площадка и достаточно удобный спуск к воде. Минут через 30 после выгрузки начался дождь. Было довольно холодно – около 12 градусов, поэтому поставили палатку, чтобы запихнуть туда детей и вещи. Мы с Севой собирали байды под дождем. Дождь не прекращался до 8 вечера, поэтому решили заночевать прямо здесь. Сходили за дровами (с дровами тут плохо и все мокрое вдобавок) и приготовили ужин. Затем завалились спать.

07.07.2009. Второй день

Ночь прошла спокойно, только около 5 утра мимо нашей палатки прошел какой-то рыбак. Я поднялся в 6-30, запалил костер и приготовил завтрак (гречневую кашу со сгущенкой). Где-то около 7 разбудил остальных. Утро выдалось солнечное, хотя было довольно прохладно. Вышли около 9 утра. До с. Худынское дошли примерно за 2 часа ходу. Когда проходили плес, протянвшийся вдоль села, над рекой разнесся колокольный звон. Впечатление – потрясающее.

После Худынского река поворачивает налево и почти сразу на левом берегу появляется хорошая стоянка в сосновом лесу с удобным выходом к реке. Здесь мы размяли ноги и пособирали землянику, которой было довольно много в зеленой траве.

Река от п. Лух до с. Мыт довольно широкая, с медленным течением, но без разливов, которых много после Мыта. Русло чистое от водорослей, препятствий на реке нет.

Часа через 2 ходу от Худынского – еще одна хорошая стоянка на левом берегу: удобное купание с песком, наверху оборудованное место для стоянки: навес, стол. Лес – сосны и березы. Здесь сделали перекус и тоже пособирали землянику.

Еще через 2 часа ходу (около 4 часов дня) появилось очередное удобное место на левом берегу, где и встали на ночевку. Место расположено напротив д. Соймицы (сама деревня к реке не выходит, а в бинокль вдали было видно какое-то заброшенное сооружение, типа элеватора), к нему ведет лесная дорога, но за все время встретили только одного рыбака с надувной лодкой. Места живописные, вода чистая, купание удобное.

Приготовили ужин, после которого Сева занялся рыбалкой и довольно быстро поймал две щуки, которых мы выпотрошили и засолили, чтобы сварить на следующий день.

08.07.2009. Третий день

Встали, как обычно, около 7 утра и в 8-50 вышли. Погода стояла хорошая, солнечная, постепенно стало жарко. Характер реки не изменился. Между Соймицами и Мытом есть еще одна хорошая стоянка на левом берегу.

Прошли деревни Игнатовка, Криковская и Ванино, расположенные вдоль холма недалеко друг от друга на левом берегу. После деревень характер реки меняется: появляются заросшие разливы, соединенные протоками. Ориентироваться несложно, иногда появляются заколы, которые легко пройти или обойти. В русле реки появились водоросли. До села Мыт хороших мест для стоянок больше не заметили.

К старому мосту у с. Мыт вышли к часу дня. От моста остались только сваи с надетыми на них покрышками. Чуть выше по левому берегу – удобный выход к воде.

В Мыте посетили местный краеведческий музей, который находится рядом с главной площадью села. Директор музея Локтева прочитала нам целую лекцию о местных достопримечательностях: Ревякинском валуне, истории и достопримечательностях села Мыт, археологических раскопках на Стрелке, Клячино, оз. Шадрино. Рассказала несколько баек о Гоголях, где есть грот с колодцем, в котором бывшие буржуи, бежавшие за границу после революции, спрятали свои богатства. Также она советовала нам подняться по р. Ландех до Нижнего Ландеха, откуда съездить в женский монастырь на оз. Святое.

В музее имеется экспозиция предметов народного быта и экспонаты различных механизмов, использовавшихся в промышленном производстве в XIX веке (в основном английского производства). Там же выставлены предметы неолита VI-III тыс. до нашей эры, и работы местных художников. В здании музея расположена студия, где школьники осваивают различные народные промыслы.

В с. Мыт сохранилось 5 храмов и церквей, из которых только одна Никольская церковь отреставрирована (с 1992 г. ведутся богослужения). Наше внимание привлекли несколько домов с красивыми резными наличниками.

Вышли из Мыта в 14-30. Прошли автодорожный мост и Всехсвятскую (кладбищенскую) церковь. Здесь мы в прошлом году собирали байдарки. Практически сразу после Мыта начинаются разливы, в некоторых местах есть узкие протоки, сокращающие путь. Стало видно, что по сравнению с прошлым годом, вода стоит существенно ниже.

Прошли с. Спас-Шелутино, расположенное на берегу большого залива. По пути встретили лодку рыбнадзора и пару моторок рыбаков. От Мыта до впадения правого притока Люлих хороших мест для стоянок нет. Примерно через два часа хода дошли до стоянки Стрелка, расположенной на правом берегу Луха у впадения р. Люлих, где и встали на ночевку. На берегу Люлиха тоже есть место для стоянки, но там есть подъезд и уйма рыбаков с лодками.

Стрелка нас встретила тучей злобных комаров, оставшихся от предыдущей группы. От нее нам остались также и березовые дрова, за что ей (группе туристов) большое спасибо (с дровами здесь не очень хорошо). Поставили палатку, куда спрятали детей от комаров. В это время к нам подвалил местный кадр, с двухлитровкой пива и желанием «дружиться». Рассказывал, как он хорошо общается с туристами и рыбаками, что здесь перед нами стояли трое туристов, один из них – «настоящий капитан дальнего плавания» и как они хорошо проводили время. Рассказал также, что на Люлихе стоит куча рыбаков (машин 15), потому что там есть подъезд к реке. Не встретив у нас ответных чувств, мужик наконец-то ушел (но не раньше, чем ему сказали, чтобы он валил отсюда).

После ужина, когда Сева опять ловил рыбу (но ничего в этот раз не поймал), увидели большую медведку, которая нас испугалась и закопалась в землю. В прибрежном песке, смешанном с илом, нашли «нуклеус», напоминающий скребло или рубило. Окрыленные находкой, мы еще покопались в прибрежной грязи, но больше ничего похожего на орудия неолитического человека не нашли. Вечером мимо нас туда-сюда (из Люлиха в Лух и обратно) сновали рыбаки на моторках, так что было, как на проспекте.

09.07.2009. Четвертый день

Погода с утра была пасмурной, но было тепло и дождь не шел, поэтому решили двигаться дальше. Благодаря комарам вышли в 8-40 (рекорд этого похода), так как кормить их было не особо интересно. Минут через двадцать прошли археологическую стоянку Клячино. Я вылез на берег, чтобы посмотреть на место. Оно оказалось набольшим, меньше чем Стрелка и не очень ровным: вокруг небольшой наклонной полянки растут крупные дубы и мощный подлесок. Комары чувствовались уже около берега. Рядом с Клячино, чуть ниже по течению, на берегу стояли рыбаки, которым, как известно, комары – лучшие друзья.

Минут через 10 после Клячино начался слабый дождик. Мы одели кто непромокаемые костюмы, кто дождевики, а над Машей сделали «домик» из полиэтилена и пошли дальше. Погода все ухудшалась, дождь усиливался, становилось холоднее, но кругом - разливы и встать негде. Решили идти до кордона Татары, где, как мы помнили по прошлому году, есть нормальный выход к воде и сосенки на берегу.

У острова Змеиного пошли в протоку, чтобы сократить путь. Поскольку вода стояла низко, протока была мелкой, около полуметра глубиной и меньше, но нам этого было вполне достаточно. Где-то к 12-30, уже изрядно замерзшие и промокшие, вышли к Гоголям. Чуть ниже по левому берегу расположен кордон Татары, там и пристали. Рядом с выходом в прибрежной траве стояла моторная лодка, но никого не было видно. Мы заметили также выход на левый берег чуть выше Гоголей, но он нам показался не очень-то удобным и каким-то грязным (там еще бревна были положены с берега в воду и глубокие колеи от машины).

На кордоне на расстоянии примерно 200 метров от воды остался заброшенный, частично разобранный, дом перевозчика (а может, лесника или егеря). Встали недалеко от дома, рядом с лесной дорогой под большой сосной (там было самое ровное место). Поставили палатку, запустили туда детей, занесли вещи и байдарки. Забрались в палатку, перекусили и завалились спать. Дети читали книжки и вообще бесились, но нам это не помешало.

Дождь прекратился в 4 дня. Вылезли наружу, дети быстро нашли два куста черной смородины недалеко от домика и паслись около них. Мы с Севой пошли за дровами, которых здесь оказалось уйма – куча стоячих сосновых сушин.

После ужина Сева, как водится, пошел ловить рыбу. Через некоторое время к нему на лодке подплыла тетенька с Гоголей (местные делают ударение на второй слог) и предложила перевезти в деревню. Дело в том, что в Гоголи можно попасть только через кордон, где раньше был перевоз. Мы даже заметили у берега остатки сооружения, напоминающего док для лодки или парома. Со стороны Гоголей до большой земли можно добраться только зимой через Легковский карьер.

При ловле рыбы мы чуть не потеряли Севу, по крайней мере, один из его шлепанцев. Забрасывая спиннинг, он, увлекшись, неосторожно ушел в сторону с пляжика, где мы пристали, и быстро увяз в иле по колено. При попытке вылезти он потерял шлепанец, а пытаясь его достать из вязкого ила, стал погружаться еще глубже. Уже готовясь расстаться с жизнью и, вызывая в памяти картины счастливого детства, Сева вспомнил, что у него есть рация, а вторая рация – у нас. Я был вызван на помощь с веслом и прибыл туда к шапочному разбору – Сева, грязный по пояс, уже вылез вместе со злополучным шлепанцем. После этого с пляжика он уже больше никуда не уходил – наверно, шлепки боялся потерять.

10.07.2009. Пятый день

На следующий день вышли чуть позже, чем обычно – в 9-10, поскольку до воды было довольно далеко ходить. Небо было затянуто тучами, но не такими темными, как вчера и дождя не было. В этот день встретили много диких уток, в основном с выводками утят.

Довольно быстро после Гоголей разливы заканчиваются и берега становятся более выраженными. Сначала по правому, а затем по левому берегу – несколько стоянок, к которым есть подъезды. Примерно через 2 часа ходу от Гоголей - еще одна стоянка по левому берегу с удобным купанием. Недалеко от нее устье правого притока Луха – реки Исток (урочище Толстуха).

Погода улучшилась, среди редких облачков ярко светило солнце. Через 2 часа дошли до Мугреево-Дмитриевское. Плес у Мугреево-Дмитриевское отмечен заколом с широким проходом. Правый берег – большой луг, плавно спускающийся к воде. Само село расположено вдали от реки. Здесь на берегу устроили перекус.

После Мугреево-Дмитриевское река резко поворачивает налево, дальше – еще один плес, который оканчивается развилкой. Идти следует прямо, поскольку правое русло, хотя и более широкое, ведет в никуда.

Перед Мугреево-Никольское река разбивается на множество рукавов, часть из которых перекрыто заколами. Есть и совсем узкие протоки, в которые, при желании, можно заруливать. Правда есть риск завала или закола, полностью перегораживающего протоку.

У Мугреево-Никольское пристали к берегу около небольшой поляны. За кустами видны домики. Это село ранее было вотчиной князя Дмитрия Пожарского, и здесь был его дом, на месте которого установлена мемориальная доска. Рядом с этим селом, на холме, производился смотр второго ополчения 1611г.

После Мугреево-Никольского река течет, сильно петляя, в обрывистых берегах. Ширина реки небольшая, течение заметное, по берегам в основном луга. Сразу за селом есть брод – на дно реки положены бетонные плиты. По причине низкой воды на броде образовался небольшой перекат, что несколько разнообразило наше путешествие.

Примерно через час хода начинается участок спрямленной реки, который тянется от Китайново до Взвоза. Кроме Взвоза, деревни с реки практически не видны. Этот участок проходится непривычно быстро. Берега реки здесь представляют собой два искусственных вала, сверху обсаженные березами.

К Взвозу вышли к 17-30. Перед Взвозом, по правому берегу, есть две оборудованные стоянки, но нам не понравилась близость к жилью и мы пошли дальше, хотя уже довольно сильно устали. Во Взвозе есть часовенка и живут в основном дачники.

Еще минут через 40 прошли Талицы. По берегам стали появляться сосняки, много пляжей, красивых песчаных обрывов. В районе Талиц много рыбацких сооружений, напоминающих «журавлей» - длинные жерди, укрепленные на опоре ближе к толстому концу. На толстый короткий конец в качестве противовеса кладут мешок с песком, а на длинный вешают снасть, напоминающую большой сачок. Мы не видели, как ей ловят, но судя по всему, в сачок кладут приманку, опускают в воду, а затем, когда туда заплывает рыба, поднимают. Процесс повторяется многократно.

После Талиц шли еще минут 40, пока не дошли до приличной стоянки с березками на левом берегу. В прошлом году мы стояли именно здесь. Памятуя, что чуть ниже по течению есть еще одна стоянка в соснячке и со столиком, мы решили туда дойти. К нашему разочарованию, стоянка оказалась занятой, поэтому мы, недолго думая, повернули на 180 и вернулись к березкам. Видно не судьба нам постоять на стоянке с соснячком.

Соскучившиеся по твердой земле дети сразу кинулись играть в песочек, была устроена фотосессия «мама и ее дети». Поскольку было уже довольно поздно и все устали, быстро приготовили ужин и завалились спать.

11.07.2009. Шестой день

Еще с вечера предыдущего дня нанесло тучи и с утра было сумрачно, но без дождя. Поскольку у нас осталось еще 6 дней до Гороховца, решили идти, не сильно напрягаясь и вставать не позже четырех часов дня, а если встретится очень хорошее место, то и раньше.

Ниже Талиц Лух – курортная река, с сосняком, пляжами и оборудованными стоянками. Правда, из-за низкой воды, река была мелкая, но не настолько, чтобы это мешало движению.

Вышли в 9-20. Уже часам к трем нам встретилась хорошая стоянка и мы решили здесь остановиться. К полудню погода разгулялась, было жарко и все отправились на пляж. Старшие дети (и все остальные) посвятили время купанию, а младшие в лице Маши – дуракавалянию.

12.07.2009. Седьмой день

Вышли как обычно, 9-20. С утра было солнечно и быстро стало жарко. Решили дойти до ур. Рыбалка, чтобы на следующий день быть во Фролищах в первой половине дня. Примерно до часа дня встретили много оборудованных стоянок, но после «Щучьей» больше часа стоянок не было.

Дошли до устья р. Пурежки. Здесь на левом берегу недалеко от реки есть хутор Пурешка и подъезд к реке. На поляне по левому берегу стояло три машины и было много отдыхающих. Стоянка, расположенная напротив, на правом берегу, также была занята. Мы пошли дальше и перед ур. Рыбалка встали на правом берегу на новой стоянке «У слона». Было жарко, как на курорте, и мы спасались в воде. Дети занялись копанием в песке и сооружением суперзамка.

13.07.2009. Восьмой день

Выход в 9-20 уже стал традицией, и мы решили ему последовать и в этот день. Довольно быстро прошли разрушенный мост узкоколейки и уже к 11 дня увидели Успенский собор Флорищевой пустыни. Еще пара поворотов – и мы у моста.

Пристали к левому берегу на пляже, рядом с дубами, за которые закреплены тросы, удерживающие мост. Я прошел по мосту, чтобы посмотреть, где нормальный проход, поскольку в прошлом году пришлось обносить у правого берега. В этот раз оказалось все проще – непосредственно у левого берега оказался вполне хороший проход (спасибо предыдущим группам!). Немного ниже моста по правому берегу на пляже стояли две байдарки или надувные лодки, я не разглядел по слепоте.

Во Фролищах мы решили посетить Флорищеву пустынь, восстановление которой началось в 2004 г. Сева остался сторожить байдарки, а мы вчетвером направились к монастырю. Сначала пошли по дороге, покрытой бетонными плитами. По правой стороне дороги были остатки воинской части, а по левой – небольшое озеро. Скоро вдоль дороги слева появился тротуар. Дойдя до трехэтажного дома, стоящего перпендикулярно дороге, мы повернули направо, прошли вдоль дома и начали подниматься по крутой тропинке наверх. Вверху слева показались колокольня и другие строения монастыря. Часть монастырской стены обрушилась и сползла вниз по склону. Сейчас ее понемногу разбирают, а кирпичи складывают в ровные кучки.

На территорию монастыря проникли через разрушенную стену. Прямо перед нами показалось большое здание собора Успения Пресвятой Богородицы, снаружи уже полностью отреставрированного. Очевидно, что реставрационные работы внутри еще продолжаются, поскольку на крыльце стояла бетономешалка.

Монастырь расположен на высоком холме с плоской вершиной и занимает довольно большую площадь. Некоторые здания уже отреставрирована, у части келейного корпуса заменена крыша, остальные ждут своей очереди.

На территории монастыря установлен стенд, на котором изложена история его основания, расцвета, упадка после революции и восстановления. Место очень красивое, сам монастырь производит огромное впечатление, так что если будете во Фролищах – обязательно посетите его.

Покинули мы пустынь опять же, через разрушенную стену. После этого немного прошлись по Фролищам. По сравнению с монастырем Фролищи производят тяжелое впечатление – заброшенная воинская часть, полуразрушенные останки какого-то завода, брошенные дома, заколоченные окна квартир в многоквартирных домах (в подъезды лучше вообще не заглядывать). В магазине, куда мы зашли купить мороженое, какая-то компания собиралась на природу – по сардельке на брата, две банки тушенки для детей и по 2 литра пива и полторы бутылке водки на рыло. Но, конечно, не все жители Фролищ похожи на этих товарищей.

Вышли из Фролищ в 13-30 и через полчаса устроили перекус на стоянке «Кабанья», так она, по крайней мере, называлась в прошлом году, когда мы ходили по Луху в августе. Стояла страшная жара, так что песок раскалился до такой степени, что по нему горячо было ходить.

Прошли Гаравки, которые можно определить по проводам, пересекающим реку и по шуму машин. Потом увидели довольно крупного ужа, который пересекал реку. Мы решили его сфотографировать и направились к нему, но он быстро поплыл в сторону от байдарки. В результате, его удалось сфотографировать, «зажав» между байдарками, после чего он замешкался, не зная куда плыть, и застыл на месте.

По левому берегу к реке здесь тоже есть подъезды, что мы определили по знаку «пешеходный переход», установленный на берегу. В результате, встали на ночевку на оборудованном месте (со столиком) несколько ниже Гаравок на левом берегу.

14.07.2009. Девятый день

День выдался солнечный и мы, как обычно, снялись в 9-20. Характер реки ниже Фролищ практически вплоть до впадения в Клязьму не меняется: песчаное дно и берега, много пляжей, часто встречаются отмели, на берегу в основном сосновый лес. Где-то после часа дня прошли Почайку. Я вылез на левый берег, чтобы посмотреть, нет ли впереди завала, который обычно здесь образуется около свай разрушенного моста. В этом году завала не было, видимо, распилила какая-нибудь предшествующая группа (а может, даже не одна). По левому берегу протоптана тропа для обноса, на берегу валялась куча стволов деревьев и стояло несколько машин.

Пройдя старые сваи моста, мы увидели, что немного ниже на правом берегу стоит какая-то группа, судя по всему, байдарочники. Они готовили обед, а мы пошли дальше. Где-то к 4 часам стали искать место для ночевки и через некоторое время на правом берегу встретили группу, которая снималась после обеда. Группа была очень разнокалиберная, из плавсредств у них был спасательный плот, переделанный в кабриолет, катамаран, которому была привязана резиновая лодка с вещами и еще бревенчатый плот, который они срубили в Почайке.

Главным у них был дед, потом была еще его жена, их сыновья (которые, как дед сказал, "пошли, как и я, по морской линии"), жены сыновей, потом трое внуков и еще какие-то родственники.

В процессе общения выяснилось, что дед с бабулей живет в д. Перово, что на Клязьме немного ниже впадения в нее Луха и сплавляются они от Фролищ до Перово. Шли они уже пятый день, а собирались дойти до Перово на восьмой. Плот они срубили не просто так, а хотели использовать его на дрова для камина. Пока мы болтали со старшими, Варя быстро нашла общий язык с детьми. Одна только Машка не хотела общаться и осталась сидеть в байдарке.

Дед с бабулей оказались людьми очень активными и интересными. Оказалось, что первый раз они сплавлялись по Луху в 60-каком-то, когда еще не были женаты. А сейчас они активно путешествуют по России, принимают участие во всяких культурных мероприятиях, которые проводятся в провинциальных городах и т.д. Мы с ними пообщались некоторое время, потом они отчалили, а мы остались и стали разгружаться.

Место оказалось большое, с соснами, столом и скамейками и баней, расположенной у крутого спуска к воде. По причине жары большую часть вечера мы провели у воды на пляже и пошли наверх, только когда стало более-менее прохладно.

15.07.2009. Десятый день

Встал около 7, приготовил завтрак. Небо стали затягивать тучи, впереди погромыхивало. Позавтракали и стали собираться, временами посматривая на небо. Около 8-30 начался дождь и мы залезли в палатку. Дождь шел около часа, после чего прекратился. Мы вылезли из палатки, быстро собрались и вышли около 10-30.

Через некоторое время прошли мимо наших вчерашних знакомых, которые стояли на левом берегу. У них была дневка и дед стал показывать нам, как он выразился «Апполон», который они вечером собирались «запускать в космос». Деятельные ребята нашли пустотелый дубовый ствол длиной больше двух метров, поставили вертикально на подставке на пляже и собирались вечером поджечь его изнутри. Вообще, сооружение напоминало сильно увеличенный таежный примус. Пламя ожидалось высотой метра три и мощный факел искр.

Попрощавшись с «космонавтами», отправились дальше. По дороге встретили дорожный знак посередине реки. Временами начинал накрапывать дождь, и Маша часть пути ехала в «домике». Через некоторое время стало чувствоваться приближение Клязьмы: река сузилась, берега стали более крутыми¸ пляжи практически исчезли, сосняк кончился, на берегах появился ивняк.

Где-то в 14-30 вышли на Клязьму. Вода в Клязьме грязная, особенно это заметно после чистого Луха. Остановились на правом берегу Клязьмы чуть ниже впадения Луха.

Там была небольшая полянка, поросшая травой и слабое подобие пляжа. Перекусили и пошли дальше. По правому берегу к Клязьме время от времени подходит довольно высокая гряда, поросшая густым лесом. Здесь много всяких родников и небольших притоков, где можно набрать чистой воды. Дно ручейков устлано плитняком и мыльным камнем, который легко «намыливается», если его немного потереть.

На ночевку встали в 17-30 на обрывистом правом берегу, где-то напротив Лужков (или Шунлино, по карте не очень понятно). В этом месте река отступает от холмов километра на 1.5-2 и между ними расположен довольно большой луг, который регулярно выкашивают. Хотя берег обрывистый, но сложен в основном песком, поэтому забираться наверх нетрудно.

Пристали к берегу недалеко от нижней оконечности луга (дальше река делает поворот направо), где берег пониже. Подняли вещи и байды наверх, трава в этом месте на лугу была скошена. Вдоль берега идет малоезжанная дорога, по которой утром следующего дня, когда мы собирались, проехал трактор с прицепом.

Место живописное, хотя спуск к воде довольно крутой и неудобное купание. Правда, по причине грязной воды и каких-то неприятных водорослей у берега, мы здесь и не купались вовсе.

После ужина Света сплела венок из полевых цветов, Варя тоже загорелась сделать свой и после окончания трудов была устроена фотосессия.

16.07.2009. Одиннадцатый день

В этот день встали немного позже, чем обычно, позавтракали и вышли около 10 утра. При подходе к Гороховцу по правому берегу прошли Лысую гору, с которой связано много местных легенд. Одна из них – что в этом месте похоронен знатный татарский мурза, а над его могилой насыпан курган, на котором деревья не растут. Не знаю насчет правдивости легенды, но деревья на Лысой горе действительно не растут, а сама гора видна издалека.

К Гороховцу подошли через час после выхода. На горе показался Николо-Троицкий монастырь. На левом, низком берегу, расположен Знаменский женский монастырь. Прошли под понтонным мостом и встали сразу ниже моста на правом берегу, рядом с вытащенным на берег катером. Вытащили байдарки и положили их сушиться на солнышко. Пока они сохли, собрали вещи. Сева сходил в магазин, купил продуктов. Устроили перекус.

Потом разобрали байдарки и сложили их. Закончили где-то к 2 часам дня. Позвонили водителю, он сказал, что немного задержится и приедет к полчетвертого. Так что мы со Светой, Варей и Маше отправились осматривать достопримечательности Гороховца.

Сначала пошли смотреть первый музей, тот, что располагается в зимней церкви Иоанна Предтечи. Прошли мимо Сретенского монастыря, расположенного на главной площади в старой части города. Рядом с музеем расположен действующий Благовещенский собор. Музей оказался историко-архитектурным и назывался «Далекой старины открытые страницы…». Музей сторожила пожилая тетенька, которая показала нам над входом роспись с надписью, которая говорила что-то про ангела, который стоит у входа и считает грехи всех входящих. Больше тетенька ничего не говорила, а только караулила, в отличие от директора Мытского музея Локтевой, которая нам целую лекцию прочитала про местные достопримечательности. В церкви Иоанна Предтечи хранится уникальный памятник прикладного искусства – западные двери Благовещенского собора. Их кованые створки украшены слюдой и ажурным металлическим орнаментом. Мы осмотрели экспозицию, причем Варя их практически обнюхала, и решили сходить во второй музей – дом купца Сапожникова.

Дом купца Сапожникова расположен на огороженном участке, оставшемся от бывшей территории усадьбы, которая простиралась от Пужаловой горы до самой Клязьмы. До настоящего времени сохранились мощные дубовые ворота усадьбы.

Музей, устроенный в трехэтажном доме, производит очень хорошее впечатление. Первые два этажа воспроизводят обстановку купеческого дома XVII-XVIII веков с хозяйственными помещениями, погребами, гостиной, комнатами хозяина и хозяйки. На первых двух этажах потолки каменные, сводчатые, на третьем – деревянные перекрытия. Третий этаж занимает экспозиция, посвященная промышленной истории Гороховца и бывшим хозяевам усадьбы.

Осмотр начали с третьего этажа. Девушка, которая караулила экспозицию, явно с трудом ориентировалась в экспонатах и, показывая на очередной портрет владельца, говорила: «А вот этот мужчина на фотографии – вон там – он тоже был хозяином этого дома…». Оказалось, что раньше в Гороховце был большой судостроительный завод, который просуществовал где-то до 1991 года.

После того, как мы осмотрели третий этаж, девушка передала нас мужчине, который отвечал за первые два этажа и дело пошло веселее. Осмотрев второй этаж, где были общая хозяйственная комната, в которой готовили, стирали, пряли и шили, гостиная, оформленная в красных тонах, и комнаты хозяина и хозяйки, мы спустились по узкой спиральной лестнице в полуподвальное помещение. Здесь делали заготовки и хранили продукты.

Потом мы еще посетили выставку самоваров, расположенную в другом полуподвальном помещении. Ее караулила еще одна тетенька, которая нам ничего рассказывать не захотела.

Осмотрев самовары, мы собрались уходить, поскольку скоро должен был подъехать наш водитель. Тут вокруг нас собрались все работники музея и стали жаловаться на жизнь, на кризис, что работы в Гороховце нет, и что они ждут сокращенной рабочей недели. Мы немного пообщались и потом поспешили на берег Клязьмы, к Севе и нашим вещам. Мы пришли и сразу позвонили водителю. Оказалось, что он уже рядом, спрашивает, как нас найти. Через минуту он уже показался нам навстречу. Мы быстро забросили вещи в кузов, сели и поехали домой. Сева, который томился у вещей и не успел посмотреть город, быстро сбегал в ближайший магазин за мороженым и водой, которые ему с легкостью заменили все местные достопримечательности.

Домой приехали около восьми вечера, расплатились с водителем, затащили вещи и пошли мыться и ужинать. Так закончился наш поход по реке Лух.

До свидания! Мы обязательно вернемся!