Привет с Большого Кундыша!

Описание водного похода по рекам Большой Кундыш

и Большая Кокшага 25 июля - 2 августа 2009 г.

Сходили мы в Марийскую республику на речку Большой Кундыш (ударение на первый слог), которая впадает в Большую Кокшагу и на речку Б. Кокшага. Вообще-то мы хотели на Кокшагу, но уже лет 10 как в средней части речки создан национальный Марийский заповедник, через который проплывать нельзя. В результате остался кусок реки длиной около 100 км в нижнем течении. Поскольку это маловато для похода, было решено сплавляться сначала по Б. Кундышу от пос. Килемары (80 км до впадения в Кокшагу), а затем по Кокшаге еще 80 км до нижнего моста. Народ обычно сплавляется по Кокшаге от верхнего моста (пос. Старожильск) до нижнего моста. Поход был официальный, заявлен в турклубе как спортивный 1 кс, протяженность 160 км, продолжительность - 9 дней (с приездом и отъездом).

1 день похода

Выехали мы из Сарова 25 июля в 4 часа утра. Всего нас было 18 человек и 2 собаки, 7 байдарок. 5 из них - Таймени (4 двушки и 1 трешка), одна - Щука (трешка) и одна Нева-III (трешка, это наша). Мы вчетвером сидели в нашей байдарке, остальные распределились кто по семьям, кто по симпатиям. Маша и Варя были самыми младшими. Было еще три подростка - парни 14 и 15 лет и одна девушка 15 лет. Остальные - взрослые (старше 18).

К сожалению, Волгу пересекали по плотине в Новочебоксарске (это рядом с Чебоксарами) и поэтому в Козьмодемьянск не попали и музея Остапа Бендера не посетили. До места добирались 11 часов, в 3 часа дня были на месте, около моста через Б. Кундыш (рядом с пос. Килемары). Выгрузились, стали собираться, сготовили обед. Было тепло, но время от времени шел небольшой дождик. Вышли около 6 вечера. Кундыш в этом месте довольно мрачная речка, берега низкие, заболоченные, по берегам дубы и прочий ивняк, течения практически нет, вылезти негде.

Вода очень чистая, видно метра на три. В 7 вечера на реке начали появляться комары, ветра не было. К 8 чесам стали смотреть на берега и искать, где вылезти. В результате, встали на низкий берег в месте, где местные спускают лодки на воды (деревни расположены далеко от Кундыша, поэтому их не видно). На берегу была крапива 2 м высотой, я приминал ее палаткой. Приминается легко - шлепнул палаткой в нижней части - и она легла. Потом поужинали и пошли спать. Особо активные еще посидели у костра и пели песни под гитару (приняв горячительного на волосатую грудь), но недолго.

2 день похода

На следующий день вышли часов в 10, погода была хорошая, солнечная. Через некоторое время река вышла из леса на заболоченные луга и стала по ним петлять. Русло сильно заросло водорослями, так что приходилось буквально пропихивать байдарку вперед. Ориентироваться практически невозможно - никаких характерных примет нет. Встретились разливы, где река была широкой. Очень красиво, но куда плыть зачастую непонятно.

Часов в 12 появилось относительно хорошее место, где можно было вылезти на берег. Там местные рыбаки спускают лодки. Деревня далеко. На дне песочек, берег пологий, на берегу травка и березки. Вылезли на берег и стали рассуждать насколько далеко мы продвинулись. Народ с оптимизмом смотрел в будущее. Большинство считало, что мы уже прошли Ширококундыш и тыкало пальцами в карту еще ниже по течению.

Двинулись дальше, через некоторое время прошли мост. Потом луга кончились и река пошла довольно широкими плесами, поэтому скорость движения сильно возросла. Наконец, еще через 2 часа показался мост у д. Новеселово, сделанный из двух труб от нефтепровода (перед ним плавала еще ода труба, которая служила ледоломом) который пришлось обносить. Здесь сделали перекус. Миновали Актаюж, ниже которого начались первые завалы. В районе Актаюжа встретились рыбаки, которые сказали, что Кундыш - "вообще-то хороший река, но воды в этом году очень мало". Это мы тоже заметили. Пришлось пару раз обносить. Место для стоянки нашли уже под вечер, часов в 8 вечера (затем это стало традицией, которая была нарушена всего 2 раза). Как и в предыдущий раз, это было место, где местные спускают лодки на воду, но гораздо лучше - хороший заход, плоский лужок, были дрова.

3 день похода

На следующий день я встал рано - в 6 часов, Игорь к этому времени уже запалил костер и мы заварили кашу, поэтому в 9 уже вышли. Через некоторое время проплыли мост разобранной узкоколейки (по ней при нас проехал лесовоз) и встали на небольшом пляже (наша байдарка шла первой).

Тут подплыл Саша (без Маши) и сказал, чтобы мы дальше не шли, поскольку Степановы пропоролись. Он забрал ремнабор и уплыл вверх по реке. Потом он вернулся с Машей и постепенно к нам подтянулось еще несколько байдарок. Примерно через час Степановы заклеились и тоже подошли к нам. Мы вышли, и после этого начался цирк. Практически на каждом повороте (а это 100-200 м) был завал, который нужно было преодолевать. Частично обносили по берегу, для этого разгружали байды, но чаще перетаскивали через бревна, которые лежат поперек реки. Если бревно лежит в воде, так, что ни под ни над ним пройти нельзя, два человека залезают на бревно и протаскивают байду поперек бревна, приподнимая ее и передвигая вперед. Обычно это делают два мужика. В процессе они иногда срываются с бревна, если оно скользкое и падают в воду. В общем, было весело. Хорошо, погода стояла солнечная, и можно было плыть в одних плавках.

Таким образом мы продвигались с черепашьей скоростью, пока около 8 вечера не наткнулись на хорошую оборудованную стоянку с купанием, плоской площадкой и крытой беседкой.

Ужинали в сумерках, народ достал фляжки с "транквилизатором". По плану на следующий день мы должны были выйти на Кокшагу, но видно, что прошли не более половины маршрута по Кундышу. А если завтра будут еще завалы, то далеко вообще не уйдем. Вечером и утром народ активно клеил байды, приклеивал отрванные леи и старые заплатки. Извели практически весь резиновый клей, поэтому решили купить еще клея в пос. Красный Мост, когда будем его проходить.

4 день похода

На следующий день павший духом народ собирался медленно и поэтому вышли не раньше 10-30. Завалы действительно были, но уже не так много, как раньше. Появились песчаные пляжи, река стала мельче. Идти стало легче. У пос. Озерный река образует озеро, выход из которого сильно зарос водорослями. Пос. Красный Мост оказался недалеко.

Встали у моста на пляже, кто-то пошел в поселок покупать клей и всякие плоды цивилизации типа пива, лимонада и мороженого, а остальные купались, благо место хорошее. Местные сказали, что ниже нас поджидает очередной завал, но народу было все "до лампочки", потому что какой-то несчастный завал не может испортить настоящему туристу хорошего настроения.

Снялись, мастерски прошли завал, потом еще один. Встали около 8 вечера несколько ниже Красного Моста на правом берегу на скошенном лугу. Пришлось преодолеть невысокий (метра 2) песчаный обрыв с хорошим заходом.

Приготовили ужин, сварили кисель. Погода отличная, вечером появился небольшой туман - на небе звезды.

5 день похода

На следующий день вышли часов в 10, быстро стало жарко. Завалов нет, только коряги и бревна, лежащие поперек реки. В этот день собирались дойти до Красной Горки или даже (у народа повысился оптимизм) - до самой Кокшаги. Но ... После обеда быстро набежали тучи и пошел дождь, сначала слабый, а потом довольно сильный. Мы и еще пара байдарок встали, чтобы переждать дождь (во время сильного дождя на реке не видно коряг, что сильно затрудняет движение), сделали Маше "домик" из полиэтилена, надели кто полиэтиленовые плащи, кто непрмокаемые костюмы (у кого были). Мимо нас проплыла молодежь (Саша Степанов с Ромой), которые весело заявили, что дождь им не страшен. За ними пошли также Сепановы. После того как дождь кончился, мы пошли дальше. За первым поворотом обнаружилась перевернутая байда молодежи, которую зашивал Алексей Степанов. Он сказал нам, чтобы мы подождали их на каком-нибудь пляже.

За поворотом оказался пляж, а наверху неплохое оборудованное место. Стояли, ждали пока заклеят байду молодежи. Беспокоило одно - Саша с Машей ускакали на своей байде ниже по течению и не отзывались на крики. Несколько позднее подплыли Турусовы и сказали, что будем здесь стоять. Затем мы с Романом Турусовым сели в разгруженную байду и пошли вниз по течению искать пропавших Сашу с Машей. После пары поворотов мы их встретили, они поднимались вверх по течению. Затем мы отправились "спасать" затонувших, уже вверх по течению. Затонувшие тоже встретились нам сразу за поворотом, так что спасение стоило нам недорого.

Когда мы вернулись (около 6 вечера) Света (с помощью Димы) уже поставила нашу палатку, что оказалось очень своевременно. Поскольку только мы успели разобрать байды, сложить их на берегу и натянуть тент над костром, как пошел сильный дождь, сменившийся ливнем с градом. Палатка и вещи молодежи оказались в большой луже, так что весь вечер был посвящен сушке их вещей.

Угол нашей палатки тоже был в луже, поэтому я на всякий случай решил отвести воду (хотя пол нашей палатки не промокает). Мы с Димой сделали канал и осушили лужу.

6 день похода

Утро этого дня было посвящено клейке байдарок. Погода снова была хорошая и мы весело отправились дальше. Вышли поздно, в 12-30. Примерно через 1 час по левому берегу мы заметили крышу дома и решили, что это и есть Красная Горка. Это была ошибка (уже не первая и не последняя). Красная Горка появилась во второй половине дня дружным приветствием детей из Марийского республиканского лагеря. Я громко прокричал ответное приветствие, что-то насчет "от дружной группы туристов-водников из города Сарова - ответный привет!" (наша байда шла первой). Пионеры сказали, что накануне они видели еще одну группу водников. От самой Красной Горки остался только наполовину разрушенный дом, который стоит на самом краю песчаного обрыва (по левому берегу). Пионеры живут рядом в палатках. Отплывая, мы услышали еще раз приветствие пионеров, обращенное к другой байде, которая шла после нас.

Судя по всему, пионерам заняться особенно нечем, поэтому каждая байда здесь - событие громадного значения.

По пути Щука получила прокол и ее клеили во время перекуса (было это до или после Красной Горки, я уже не помню).

Пошли дальше. Часов в 5-6 вечера встретили группу водников-нудистов, которые сплавлялись с Красного Моста и шли затем вверх по Кокшаге до Старожильса. Они заявили, что у них "голый поход", но мы их все равно не испугались. Я думаю, что голый поход всего-навсего означает, что они купаются голыми, и не более, поскольку когда мы их встретили, они были совсем не голые, а вполне одетые. Судя по всему, летом по Кундышу сплавляются от Красного Моста. От Килемар и выше по нему сплавляются только такие идиоты как мы.

Часов в 7 вечера мы встретили двух молодых людей, которые шли вверх по течению, ведя по виду пустую байду на веревочке. Они собирались воссоединиться с "голой группой" и сказали, что Кокшага совсем рядом. Окрыленный народ налег на весла и через полчаса мы вышли на широкую, по сравнению с Кундышом реку - Большую Кокшагу

На стрелке Кундыша и Кокшаги (на правом берегу) было оборудованное место, на котором стоял мужик с удочкой. Он сказал, что ниже по течению есть местечко, где мы можем встать и часам к 8 вечера (традиция) мы до него добрались .Место было оборудованное, со столиком, кругом сосны - красота! Однако оценить красоту места удалось только утром, по причине надвигающейся темноты.

7 день похода

В 4 утра Алексей Степанов и Игорь пошли на рыбалку, я сквозь сон слышал как они шарятся в темноте. Сначала я подумал, что что-то случилось, но потом узнал голоса и, поскольку никто "караул" не кричал, завалился спать дальше. Рыбу также ловили на предыдущей стоянке и утром ее жарили и ели.

Встали как обычно, вышли примерно 10-30 и шли, как обычно, до 8 вечера.

В этот день пропороли Таймень-трешку и у байды Степановых отлетела старая заплатка, так что снова стояли, шили, клеили лейкопластырем и самоклеящейся пленкой. Поскольку времени оставалось мало, а плыть еще достаточно далеко (а народ хотел дневку), было решено сойти с маршрута раньше. Всего было два варианта - Маркитан и Долгая старица. Доплыв до Маркитана, нам стало понятно, что ухать куда-нибудь отсюда невозможно, может быть только на чем-нибудь полноприводном. Поэтому поплыли дальше. В Маркитане видели часовенку и дом, который одним углом навис над рекой.

Немного ниже Маркитана стало мелко, дно глинистое, а затем каменистое, начались перекаты. По низкой воде дно в некоторых местах обнажилось и получились сливы, куда весело было заруливать. Здесь же находится брод через реку, но проехать можно только на какой-нибудь мощной технике. Потом река успокоилась, дно снова стало песчаным и все пошло как раньше.

8 день похода

На следующий, 8 день, решили дойти до Долгой Старицы и посмотреть, можно ли уехать оттуда. Пришли туда примерно в 2 часа дня. Остановились на левом берегу, в полкилометре от моста. С Алексеем Степановым пошли в деревню. Сразу за мостом оказалась дача какого-то мужика из Йошкар-Олы. Он сказал, что до трассы около 20 км грунтовой дороги, дорога хорошая, магазина в деревне нет (сердца курильщиков и любителей пива упали), а ближайший магазин в Черном Озере в 12 км от Долгой Старицы. Ободренные заявлением мужика, что дорога хорошая, "...вон газель недавно проехала...", мы вернулись в лагерь. Попытка поймать сотовую связь не увенчалась успехом (даже после запуска сотового телефона в ближний космос), после чего инициативная группа, возглавляемая Ниной Турусовой (+ Галя и Алексей Степанов несколько позади) отправилась ловить связь. Через некоторое время Алексей вернулся и сказал, что девушки поехали на Ниве в сторону трассы Чебоксары-Йошкар-Ола. Часов в 6 вечера они вернулись.

Результат был неутешительный: дорога плохая и наш автобус по ней не проедет (вспомнилось из классики "... для очистки совести спросил как там дорога до Лысой Горы. «Какая дорога, гражданин? Нет там никакой дороги...»"). Поэтому поймав связь, они отправили водителю сообщение, что нашу группу нужно встречать в 6 часов вечера у моста (ранее договоренное время было 1 час дня). До моста по реке оставалось еще около 35 км, а если учесть мели, коряги и возможные проколы (плюет три раза через левое плечо), то решили на следующий день встать в 4 утра и как можно быстрее плыть до места без обеда. Обед предложили делать уже у моста.

9 день похода

Полудневка пригодилась на следующий день. Подъем в 4-00. Мы и еще две байды (Альбина с Игорем и Галя с Сашей) отплыли в 5-40.

Бешеная байда, ведомая Сашей и Машей, умчалась минут на 30 раньше. Минут через 20-30 за нами последовали остальные. Как это романтично, встречать восход солнца на реке! Проплываем мимо многочисленных стоянок туристов: они все спят. Ранний одинокий рыбак таращит на нас глаза, протирает их и таращит снова. Некоторые спрашивают: "Это не ваша байда, которая прошла здесь 30 мин, 40 мин, 1 час раньше?". Памятуя о Саше с Машей и испытывая некоторую гордость мы отвечаем: "Да, это наши. Они хотят занять для группы лучшее место у моста и приготовить обед". Плотной группой из 3 байд шли три перехода по 1 ч 50 мин с 10-15 мин отдыхом и еще последний переход чуть более 1 часа. В 12-40 были у моста. Саша с Машей пришли сюда в 11-20. Саша уже собрал байду и рюкзаки, оставалась только шкура. Мы решили встать на правом берегу, где хороший подъезд. Берег засижен туристами и отдыхающими в невообразимой степени. Поскольку Саша с Машей стояли на левом берегу, разгрузив байду, перевез их на правый.

Потом разгрузили байды, вытащили их на берег и начали готовить обед. Мы нашли бревно на дрова, но с одним топором с ним трудно что-либо было сделать. Я пошел клянчить ножовку к братьям-туристам, которые собирали катамаран. У них ножовки не было, но узнав, что нам нужно распилить бревно, один из них достал бензопилу и отчекрыжил нам нужное количество полешек. Я понял, что это ребята серьезные. Они шли по Кокшаге от моста до моста 11 дней (4 ходовых дня), делали дневки, топили баню, ловили рыбу и т.д. В общем устроили себе курорт. Минут через 30 подошла последняя партия из трех байд. Оказалось, что Таймень-трешка получила очередную пробоину и они ее зашивали и клеили (совсем новая трешка, второй поход и чужая в придачу. В общем, хорошо обновили). В остальном было все нормально.

Пообедали, собрали рюкзаки и байды и стали ждать автобуса. 6 часов... 7 часов... Автобуса нет. Попытки дозвониться до водилы успехом не увенчались. Послали ему смс, как мол там, где ты.

Через некоторое время пришел ответ: еду, задержался в связи с поломкой прицепа. 8 часов вечера... Мы выставили наряд на мосту и около съезда. Около 9 меня начали кусать комары и я пошел переодеться. Начали готовить ужин, достали остатки риса и сгущенку. Народ стал подумывать о ночлеге и что делать, если автобус не приедет. Стоило мне засыпать в ведро рис и помешать его, как появился наш автобус. Мы быстро загрузились и поехали домой. В Чебоксарах сходили затариться в магазин. Ехали 8 часов. Как доехали не помню, но надо было держать Машу, которая спала на коленях. Когда приехали домой (было 5 часов утра) Маша сразу бросилась к игрушкам, а Варя заявила, что хочет в этот день пойти в лагерь при дворовом клубе и пошла.